Истории

Религия в России — что-то между погодой и футболом

68% населения РФ считают себя православными – но в церковь они не ходят, религиозных обрядов не соблюдают. Какую функцию религия выполняла раньше, когда была чуть ли не в подполье, и какую выполняет сейчас – выяснял старший преподаватель Высшей школы экономики Ивана Забаев. Выяснилось, что влияние церкви, может, и велико — но только внутри Садового кольца, а всевозможные приходы в городах и весях никто не собирается рассматривать как сколь-либо властную структуру.

Для анализа Иван выбрал современные российские СМИ – «Коммерсант», «Комсомольскую правду», «Российскую газету» и «Новую газету». Сразу стало очевидно, что журналисты предпочитают информировать читателей о житье-бытье высших представителей церковной власти. Абсолютным лидером по числу публикаций стала почему-то «Новая газета». События в приходах – тут открылась новая церковная школа, здесь прошел благотворительный вечер – прессу не волнуют.

Впрочем, Иван штудировал центральные издания, а не местные вкладки. Но он верно подметил, что новости о событиях в городских и сельских приходах получают еще меньшее освещение, чем, скажем, новости муниципальных округов, при том, что у муниципалов обычно есть свои издания, а у прихода их нет. Социолог изучил также подшивки газеты «Правда», причем, не современные, а относящиеся к концу 80-х. Выбор был не совсем верный: газета «Правда» всегда была партийным органом печати и освещала жизнь КПСС, а жизнь рядовых граждан логичней было изучать по «Известиям». Но Иван объяснил свой выбор тем, что оцифрованная «Правда» 80-х выложена в интернет, а другие издания такой чести не удостоились. Искать бумажные статьи, посвященные религии, церкви, православию можно и в библиотеках, по специальным карточкам, но современные социологи предпочитают использовать компьютерный поиск. В общем, несмотря на узость избранного издания, вывод был очевиден: в жизни граждан религии уготовано место где-то между спортом и прогнозом погоды. Что-то вроде немассового хобби.

Как отметил немецкий философ Юрген Хабермас, «религия все еще играет определенную роль в жизни людей, хотя авторитет ее уже безнадежно подорван. Религиозные сообщества сохраняют свое влияние за счет необычайной живучести досовременных форм мышления. И в современном цивилизованном мире ее терпят только по общим демократическим соображениям, относясь с уважением к чувствам тех людей, для которых она по-прежнему много значит.

Есть такое понятие – частная религия – это индивидуальное конструирование собственной религиозности. Так вот, в России наблюдается самый большой в Европе разрыв между «верующими просто» и верующими, соблюдающими все практики: ежеутренние и ежевечерние молитвы, посты и т.п. Даже перечислить десять заповедей могут не все. В рейтинге религиозной социализации, составленном специалистами Европейского университета, вместе с Россией на одном полюсе оказались Эстония и Албания (здесь религия стала по-настоящему частной). На другом – Мальта, Польша, Ирландия, Италия, Кипр, Хорватия и Португалия.

В другом рейтинге «Кто какую роль играет в жизни России» Церковь заняла непочетное десятое место. На первом, естественно, оказался президент, затем – олигархи и банкиры, правительство и ФСБ. И это тоже отличает нас от большинства европейских государств. А вот еще один соцопрос с хитрым названием: «Хотели бы вы, чтобы Церковь…» - и респонденту надлежало самому ответить, что бы он хотел от Церкви. Большинство - 60% - ответили, что приветствуют присутствие Церкви во всех без исключения общественных сферах. 40% уточнили: все, кроме политики. Среди узких пожеланий оказалось: чтобы Церковь имела свой собственный телеканал, чтобы оказывала помощь в тюрьмах, чтобы организовывала богадельни. В принципе, сейчас все это есть, даже телеканал (с очень небольшим покрытием). Но, сколько бы сейчас не трубили про сращивание Церкви с властью, возможность Церкви влиять на общество оценивается крайне низко.

Добавим, что очень похожие подсчеты три месяца назад выдал на-гора и «Левада-центр». Лишь 14% посещают церковные службы хотя бы раз в месяц. Кстати, в 2007 году таких было 20%. Большинство верующих предпочитает заходить в церковь один или несколько раз в год. 35% россиян вообще не посещают церковь (в то время как неверующими себя признают только 19%).

Еще меньше людей принимают участие в таинствах: так, причастие проходят только 22%.

share
print