Истории

Рецензия: «Гранд-отель «Будапешт» - факультет ненужных вещей

Уэс Андерсон - типичный Плюшкин, маниакальный собиратель. Он тащит все, что плохо лежит, чтобы у него в кадре лежало хорошо. Чтобы переливалось. Похрустывало. Играло гранями. Чтобы каждая деталь вырастала до размеров Альп. Недаром его называют любимым режиссером хипстеров - имея в виду одержимость Вещью, свойственную этой субкультуре. Количество, наконец, перешло в качество: в российский прокат вышел «Гранд-отель «Будапешт» - лучший фильм Уэса Андерсона, как будто собранный из кучи веселого хлама.

“Начало окончания конца начала началось,” - c грустью и пафосом провозглашает герой Рейфа Файнса, глядя на роскошный отель и расквартированных в нем оккупантов.

Место действия - “Бывшая республика Зубровка, некогда являвшаяся центром империи”, время - накануне (и на фоне) войны. Но это, разумеется, не про современную Россию и даже не про Австро-Венгрию, хотя у искусственной реальности Уэса Андерсона явные черты Восточной Европы. Фильм вообще не привязан к реалиям - он совершенно фантастический, абсолютно эскапистский и безгранично аморальный, потому что не подразумевает никакой морали. Он лишь хочет, чтобы его бесконечно слушали и разглядывали, как отлично сделанную музыкальную шкатулку.

  • grand_budapest_header-620x476

    Кадр из фильма «Гранд-отель «Будапешт»

  • wes-andersons-next-film-the-grand-budapest-hotel

    Кадр из фильма «Гранд-отель «Будапешт»

  • La-bande-annonce-du-jour-The-Grand-Budapest-Hotel

    Кадр из фильма «Гранд-отель «Будапешт»

Четыре временных пласта и четыре фильтра, как у жратвы в инстаграме. 2014: девушка  медитирует на памятник великому зубровицкому писателю. 1985:  великий писатель записывает видеообращение. 1968: он же, в юности, встречает владельца пресловутого гранд-отеля. А тот рассказывает ему удивительные байки про 1932 год, когда еще ходил в коридорных. Условность в четвертой степени. Плюс тщательно прорисованное пространство, временами напоминающее компьютерную игру -  сцена, на которой лицедействуют герои, похожие на персонажей commedia dell’arte. Пятая и шестая степени условности.

В центре - комический дуэт старшего консьержа Мсье Густава (Рейф Файнс) и младшего коридорного Зеро Мустафы (Тони Револори). Мсье Густав -  стареющий жиголо, специализирующийся на дамах за 80, одну из которых  играет Тильда Суинтон, великолепно загримированная под подгнивший букет орхидей.

- Когда ты молод, предпочитаешь филейную вырезку, а с годами приходится переключиться на части подешевле. Впрочем, они даже пикантны.  

А ноль - он и есть ноль, юный Зеро даже усишки себе карандашом рисует: прошлого у него нет, будущего нет, семью вроде бы убили, и старший консьерж фактически усыновляет его, чтобы втянуть в историю.

- Из наследства у меня щетка для волос и библиотека романтической поэзии, но они достанутся тебе наряду с деньгами, которые мы не успеем спустить на девок и виски.

История  -  кстати, причудливая, барочная, с шутками и обманными ходами -не так важна, как предметный мир. Не забываем, Андерсон - фетишист, и вот неполный список его фетишей:  

- лихо закрученные усы;

- алюминиевые ложки;

- керосиновая лампа;

- родимое пятно в форме Мексики;

- пять дюжин огромных белых тюльпанов в коробке размером с детский гробик;

- кот, выброшенный Уиллемом Дефо в окно;

- мотоциклетные очки Уиллема Дефо;

- подпиленные для свирепости зубы Уиллема Дефо;

- кожан Уиллема Дефо, скрывающий револьвер и пузырек водки. 

Дефо в этом фильме - король эпизода. А еще есть Вуди Харрельсон, появляющийся два раза по пять секунд. Или Билл Мюррей - два по двадцать. Все они выходят из тумана авторского своеволия, сверкают, как побрякушки, строят коронную гримасу и уходят. И все искрится беззлобным и безадресным смехом.

Что же не так? Хаос Плюшкина. И если в режиссуре "Гранд-отеля" - пир оригинальных решений, то сценарий больше напоминает разгромленную библиотеку. Андерсон создает и рушит коллизии, выдумывает новых героев и убивает старых нелепым “Прусским гриппом”. Должно быть, речь о веселом хаосе социального бытия, но получается просто хаос. 

Тем не менее, в российском прокате -  вторая прекрасная комедия подряд. “Гранд-отель” “Будапешт” - это  ”Нимфоманка” наоборот. Фильм подчеркнуто анти-интеллектуальный. Нет, тут не смеются над упавшими штанами. Но все умозаключения и филиппики - лишь изящный треп, оттеняющий изысканную визуальную среду. Картинка густа, как сгущенка, концентрирована, как томатный сок. Уэс Андерсон, одержимый красотой предметов и четкостью линий, наконец-то снял свой лучший фильм.  


Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel)

Страна производства: Германия, Великобритания

Режиссер: Уэс Андерсон

Авторы сценария: Уэс Андерсон и Хьюго Гиннес

В главных ролях: Рэйф Файнс,  Тони Револори,  Уиллем Дефо,  Эдварт Нортон, Джуд Лоу,  Фарид Мюррей Абрахам и другие

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 10 из 10

РЕЖИССУРА: 9 из 10

СЦЕНАРИЙ: 8 из 10

share
print