Истории

Грядёт украинский термидор?

Истерия вокруг Украины с каждым днем всё сильнее охватывает российское общество. Толпы людей в безудержном кураже меряются лозунгами: одни поют гимн войне, полагая, что поддерживают мир и дают мандат власти на защиту братского народа, другие - взывают к разуму, вспоминая франсовское: «война – преступление, которое не искупается победой».

Слушая лязганье полицейских наручников и наблюдая толпы бюджетников с яркими триколорами, так и хочется сказать, что же вы уподобляетесь язычникам, ритуально взывающим к языку пуль, ведь радикалы угомонятся… вместе с «украинским термидором».

Революция на Украине - это уже свершившийся факт, хотим мы этого или нет. Другое дело, что в обществе приято всему давать свои определения. Кто-то называет это силовым захватом власти, кто-то государственным переворотом. Сути дела игра терминов не меняет. Если Путину хочется видеть в революционном процессе «антиконституционный вооружённый мятеж» - бог с ним. В конце концов, каждый серьёзный политик чувствует, чем для него может обернуться ситуация, произошедшая в соседней стране, при аналогичных, существующих и в его государстве предпосылках и близкой общественно-политической атмосфере.

Он понимает, что если сегодня назовёт вещи своими именами, то завтра, случись ЧП, уже не сможет оперировать такими понятиями, как «банда», «экстремисты» и прочие «отморозки». «Бандит» априори не претендует на смену режима, ведь он зависит от него. А если и машет палкой в сторону кормушки, то это уже госпереворот или захват. Революцию же делает, используя своё естественное «право на восстание», только угнетённый или замучившийся терпеть издёвки правящей элиты народ. И в этом случае условный Путин, или Янукович - не важно -  уже не сможет оправдать силовое подавление граждан, легко оправдываемое по отношению к «бандитам».

Коренное преобразование, что говорится, налицо: консервативно-плутократический режим сменяется либерально-плутократическим. Одни олигархи бегут из страны, другие - назначаются губернаторами.

Собственно говоря, мы подошли к простому тезису: что можно в отношении «бандитов», то нельзя в отношении граждан. Предлагаю запомнить это.

Революция на Украине, как уже было сказано, случилась. Пусть и не вписывающаяся в традиционную марксистскую или даже общелевую риторику, но факт есть факт. Коренное преобразование, что говорится, налицо: консервативно-плутократический режим сменяется либерально-плутократическим. Одни олигархи бегут из страны, другие - назначаются губернаторами. При этом федеральный бюджет, дабы снискать расположение Запада, существенно сужает социальную ориентацию, поражаются защищённые статьи расходов. Дальше - либерализация рынка. Но это всё «дальше».

Пока мы имеем процесс формирования новой элиты. Здесь уместны принципы естественного отбора. Если бы Дарвин был жив, ему бы, безусловно, было интересно наблюдать за зверем под названием «украинский фашизм». С одной стороны, его официальные представители вынуждены считаться с нормами цивилизованной политики. Тому же Тягнебоку и иже с ним, как не крути, а нужно и диалог вести, и уметь находить компромиссы с идеологическими оппонентами. Но это всё там, в коридорах новой «власти».

С другой стороны, фашистский зверь представлен ещё и улицей. А там весь спектр фриков и отморозков во главе с заправским гопником Сашко Билым и радикалом Дмитро Ярошем. Радикальная улица не намерена считаться ни с чем, что не вписывается в представления членов так называемого «Правого сектора» об обновленной Украине. Проломить голову мэру города и оставить его прикованным наручниками замерзать на улице - это нормально. Затащить журналиста в подвал и плоскогубцами раздавить ему пальцы - этакая романтика нового времени. Синкретизм гестаповского садизма и искренней веры в «революционное благо».

В этой ситуации позиции также пришедшей к власти буржуазии во главе с Яценюком, Кличко, Тимошенко и их адептами выглядят весьма шаткими. Нацисты не заинтересованы в построении отношений с США (не подумайте, что это делает им честь, у них просто другие планы) и с кем-либо ещё из Западных стран. Как говорит улица: у них там «своя атмосфера». При этом наци не имеют ни внятной социально-экономической повестки, ни мало-мальски действенной программы по стабилизации ситуации в стране. Всё, что они могут предложить, это палки в колеса дипломатии.

Поэтому лейтмотивом политики либерального крыла, вероятнее всего, в самое ближайшее время станет подготовка к так называемому «термидорианскому перевороту», который, начиная с Великой Французской революции, непрестанно выходит на авансцену любого «мятежа».

Украинский же «термидор», по всей видимости, всё же способен привести к установлению либерального режима и стабилизации ситуации в стране.

В сущности, «термидор» - это искусственная остановка революционного процесса. Такое положение вещей, когда часть формирующейся элиты, дорвавшейся до своего куска власти, избавляется от попутчиков и устанавливает на неё абсолютную монополию. Причем при подавлении оппозиции «любые средства хороши». Это, кстати, к разговору о «гражданах» и «бандитах». Есть все основания полагать, что в случае необходимости, зелёный свет для усмирения «бандитов»- бандеровцев даст как Запад, так и Россия. Это гораздо выгоднее и политически грамотнее, нежели введение войск и эскалация конфликта, пусть даже и под миротворческим прикрытием.   

В истории посредством «термидора» Конвент гильотинировал Робеспьера, конкретно съехавшего с катушек и развязавшего террор против мирного населения. Таким образом, умеренные избавились от «тирании». Советский «термидор» завершил революционный процесс и, напротив, привёл к культу личности Сталина. Украинский же «термидор», по всей видимости, всё же способен привести к установлению либерального режима и стабилизации ситуации в стране. Что, в виду нынешнего положения вещей, не самый плохой исход. Хуже будет, если в истории снова случится «Ночь длинных ножей» или тем паче - развяжется братоубийственная война.

Минус «термидора» в том, что революционный процесс действительно прекратится. Либералы, в случае закрепления у власти, вряд ли удовлетворят ожидания масс. Пример командно-административного назначения главами Донецкой и Днепропетровской областей местных олигархов – тому косвенное подтверждение.

Однако важно понимать ещё одну вещь: в Украине сейчас нет альтернативы политикам из числа олигархов. Украинская левая на фоне разворачивающихся событий выглядит весьма убого. А значит, олигархический капитализм будет продолжать занимать свое главенствующее место в социально-экономической системе Украины. По крайней мере - в зримом будущем.

share
print