Истории

Из трубы идет фонтан, а управляющая компания вас обманывает – что делать

Все больше петербуржцев берет контроль за ЖКХ в свои руки, создает самоуправление, требует отчета от управляющих компаний. Однако проконтролировать начисления в квитанциях бывает непросто, а условный перетоп может быть связан вовсе не с обманом, а с изношенностью коммуникаций. Как отличить одно от другого? И с чем сталкиваются жильцы, которые впервые получают доступ в свой подвал?

В 2013 году в России начали действовать новые правила предоставления коммунальных услуг. В платежках появилась строка «общедомовые расходы». «Интересно получается с теплом, – говорит руководитель Школы ЖКХ партии «Яблоко» Анатолий Голов. – Если в доме не установлен общий счетчик (узел учета), тепло делится на восемь месяцев, в противном случае – на год. В первом случае плата должна вырасти на 50%, зато летом платить за батареи не приходится. И второе: раньше общедомовые нужды входили в состав норматива, по которому мы платили. Возникал вопрос: как платить тем, у кого установлены индивидуальные счетчики?»

Вариант 1. Есть общедомовой счетчик и есть индивидуальный

Общедомовой расход тепла вычисляется по формуле: «Показания общедомового счетчика минус сумма показаний всех индивидуальных счетчиков» (из постановления правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» №307).

Вариант 2. Есть общедомовой счетчик, нет индивидуального

«Общая площадь жилого помещения (или всего дома) умножается на среднемесячный объем потребления тепловой энергии за прошлый год и умножается на тариф тепла, установленный в соответствии с законодательством (руб./Гкал)».

«Без хозяина дом сирота», – вспоминает пословицу Анатолий Голов. – Жилищные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) отчитываются за свою работу. Если их нет, мой совет: изберите Совет дома. Ключевой момент – контроль за цифрами. Не зная показания общедомового счетчика и формулы расчета, каждому в отдельности контролировать коммунальщиков трудно».

***
«МР» уже рассказывал
о том, как создаются Советы домов и другие органы самоуправления жильцов. После юридической возни, которая иногда переходит в войну с управляющей компанией, у жильцов появляется ключ от подвала, в котором находится узел учета тепла.

«Я уверен, управляющая компания меня обманывает. Но когда я захожу в повал, вижу там кучу труб с датчиками. Один из датчиков показывает температуру как на Плутоне, а из другого струится что-то прямо на пол. Объясните, что из этого цена, и что мне делать?»

Плохая новость заключается в том, что прибора, который измеряет тепловую энергию, не существует. Но именно этот показатель отображается в наших квитанциях, и за него мы платим. Для расчетов коммунальщики используют косвенные показатели: расход воды, температуру воды и давление в трубе. И то, и другое, и третье фиксируется на двух теплопроводах – подающем горячую воду из города и обратном, по которому остывающая вода уходит из наших квартир. Разность показателей подающего и обратного теплопроводов – и есть количество потребленной в доме тепловой энергии.

Трудность заключается в том, что датчики измеряют не расход, температуру и давление как таковые. Они измеряют электрические или электромагнитные импульсы. В зависимости от настройки и состояния датчики могут глючить. Например, температурные при поломке показывают 0 градусов или -273 градуса. В таком случае поломку легко определить, если ваши батареи по-прежнему теплые и на дворе не ядерная зима. Но бывает, что поврежден только один из контактов «термометра», и его показатели отличаются от реальной температуры на 20-30 градусов. При больших расходах энергии это может сильно ударить по кошельку. Ответственный за трубу в подвале должен контролировать, чтобы в гильзах, в которых установлен датчик температуры, было масло. Иначе возникнет погрешность в несколько градусов.

Проблема может возникнуть и с датчиками давления. Они выходят из строя редко, но красиво: в результате гидроудара датчик пробивает насквозь, и на его месте образуется небольшой фонтан. Давление вносит незначительный вклад в измерение тепловой энергии, однако, согласно правилам учета, если хотя бы один датчик вышел из строя, все данные узла учета считаются недействительными. У датчиков давления бывает несколько градуировок (шкал), и если вычислительный прибор запрограммирован на одну шкалу, а на теплоносителе стоит устройство с другой, это может привести к искажению цифр в квитанции. Хотя баснословной разницы в цене не будет.

Итак, в простом узле учета мы имеем три датчика (расхода, температуры и давления) на подающей трубе и три на обратной. Все они подключены к вычислительному блоку, который является фискальным аппаратом, то есть на нем стоит пломба. И здесь, наконец, хорошая новость: вычисления в этом аппарате невозможно (почти) подкрутить. Как рассказал генеральный директор компании «Энергомониторинг» Алексей Плотников, за десятилетнюю практику в сфере ЖКХ он ни разу не сталкивался с тем, чтобы кто-то намеренно вскрывал аппарат или фальсифицировал поступающие с него данные. «Нужно приложить недюжие усилия, просидеть три-четыре часа за компьютером, чтобы подправить данные за день, чтобы эксперты теплоснабжающей организации не заметили этого при первом приближении. Но если эксперты выедут на место, они все равно это заметят», – отметил Алексей Плотников.

Тем не менее, за сохранностью пломб нужно следить: если теплоснабжающая организация первой узнает, что пломбы сорваны, она пересчитает все показания с момента последнего визита эксперта, и это скажется на ценах в худшую сторону. Если жильцы видят, что на железной коробке в подвале сорвана пломба, нужно сообщить об этом в теплоснабжающую организацию.

Если данные по тепловой энергии невозможно фальсифицировать, то почему люди жалуются на недостоверность чисел в квитанциях? Алексей Плотников рассказал пример из своей практики: «В многоквартирном доме фиксируется входящая температура воды 80 градусов, на возврате – 52 градуса. Казалось бы, должны быть теплые батареи: чего звоните, жалуетесь - хотите, чтобы было горячо, как в аду? Проводим мониторинг, оказывается, от стояка к стояку температура отличается на 10-20 градусов. Ближняя к теплопроводу квартира получает 74 градуса, а дальняя - 48. Житель из первой квартиры жалуется на холод, из последней – на перетоп. Эта картина очень тоскливая. Значит, дому требуются большие вложения на ремонт коммуникаций».

Сам по себе узел учета не позволяет экономить теплоэнергию, тем более он есть не во всех домах Петербурга. Экономить позволяет изоляция на стояках. «Изолированная труба окупается очень быстро. Ситуацию же с разницей в температурах исправляют балансировочные краны. Это работа не пяти минут и недешевая», – резюмирует Алексей Плотников.

Проверить достоверность сведений, которые предоставляет управляющая компания для расчетов, можно в приемных теплопоставляющих организаций. В Петербурге их две: государственное предприятие «Топливно-энергетический комплекс» (ТЭК) и подконтрольная «Газпрому» «Территориальная генерирующая компания №1» (ТГК-1). Воду поставляет естественная монополия «Водоканал».

Бесплатный консультационный центр ГУП «ТЭК СПб» по взаиморасчетам исполнителей коммунальных услуг и населения: улица Белоостровская, 6 (рядом с метро «Лесная», «Чёрная речка»). Время работы: понедельник – пятница. 10.00-20.00. Телефон: 334-70-53.

Единый расчетный центр ГУП «Водоканал СПб»: улица Гаккелевская, дом 21, литера А (рядом с метро «Комендантский проспект»). Время работы: понедельник – пятница. 10.00-20.00. Горячая линия: 305-09-09.

Реплики экспертов записаны на уроке «Школы ЖКХ» партии «Яблоко».

share
print