Истории

Театры-пилигримы: «Нам нужен президент - бывший хиппи, интеллектуал»

При слове «театр» мы, как правило, представляем себе какое-то здание - скорее всего, памятник архитектуры в центре города. Гардероб, фойе, большая и малая сцены, буфет. Большая труппа во главе с художественным руководителем, целый штат костюмеров, гримеров, осветителей… В последние годы все больше совсем других театров: небольшие группы молодых людей без своего не то что здания - угла. Они репетируют дома, хранят декорации у друзей, ищут, где можно арендовать площадку подешевле и год за годом выигрывают золотые маски и софиты.

Это независимые театры. Среди них есть коллективы на любой вкус. Экспериментальные постановки (театр Post) или более традиционные («Этюд-Театр», «Такой театр»), хореографические театры (Крепостной балет, союз «Гильдия», театр танца Саши Кукина), метафизический театр Morph, постмодернистский театр «Тру» (ученики Андрея Могучего), лаборатория ON-театр…

Где посмотреть?

Один из самых «больных» вопросов для независимых театров. Впрочем, не для всех: так, театр «Тру» и «Такой театр» регулярно появляются на афишах музея-квартиры Достоевского. «Этюд-театр» (выпускники мастерской В.М.Фильштинского) в этом сезоне играет на сцене Большого театра кукол. Новая сцена Александринского театра пригласила выступать инженерный театр АХЕ.

Пожалуй, основное место, благодаря которому зрители узнают о негосударственных театрах - площадка «Скороход», поддерживающая современный театр. Вторая точка, созданная менеджерами «Скорохода», - театральный центр «Легкие люди» на Белинского. Экспериментальные постановки можно увидеть на сцене музея «Эрарта», «Театра поколений», пространства «Тайга», а также на малых сценах Балтийского дома или Театра сатиры на Васильевском. Небольшая площадка BlackBox theatre в доме танца «Каннон Данс» подходит, в основном, для хореографических спектаклей.

Некоторые кочующие театры в последние годы обрели свой дом: например, театр «Мастерская» Григория Козлова уже три года обитает на Народной улице, театр «Кукольный формат» с ноября 2013 работает на Пушкинской, 19. Но множество независимых театров уже долгие годы «витает в воздухе». Продолжают ли они надеяться на помощь государства?

Москва объединяется, а мы - болото

Настя Матисова, директор театра Post:

- Пока репетируем либо у друзей, либо дома. Комитет по культуре в принципе открыт к переговорам, и мы надеемся на их помощь в ближайшем будущем. Конечно, мы хотим получить свое сценическое помещение. Нам ближе история культурного центра: не только театр, но и какие-то показы, выставки, концерты. Типа «Гоголь-центра» в Москве: центр, посвященный современному искусству. Кстати, в «Гоголь-центре» есть такая практика - приглашать резидентов, то есть коллективы, которые на протяжении сезона ставят и выступают на площадке постоянно. Если бы и у других государственных театров была такая система, было бы здорово.

Мне кажется, большая проблема в том, что в Петербурге нет театрального сообщества. Есть люди, есть театры, но между собой мы как-то мало связаны. Я спрашивала у своих однокурсников в московской «Школе театрального лидера» - там тоже есть ребята из независимых театров - где вы храните декорации? Они говорят: дома храним. Возникла идея скинуться и снять какой-нибудь угол: безопасно, удобно и недорого. Я попробовала предложить то же самое ребятам из петербургских негосударственных театров. Все согласились, что дома хранить неудобно, но объединяться никто не захотел. Нет инициативы, все-таки мы город на болоте - всем все лень. И все разрозненны. В Москве так: даже если мне не нравится то, что ты делаешь, мы все равно объединимся, потому что вместе мы - сила. И вместе мы на самом деле работаем на один большой Театр с большой буквы.

Может быть, какой-то снобизм мешает. А я убеждена, что не нужно все время ждать помощи от государства, мы можем помогать друг другу сами.

Каждый театр - обособленный организм

Алексей Никитин, директор«Петербургского Этюд-Театра»:

- Мы постоянно занимаемся поисками подходящего помещения: КУГИ предлагает различные варианты. В этом сезоне нас пригласил играть на своей площадке Большой театр кукол, мы заключили определенную договоренность по аренде. Несколько раз в месяц наши спектакли идут там. Площадок для показов нам, в общем, хватает: это и Большой театр кукол, и театральная площадка «Скороход», и Санкт-Петербургский театр «Мастерская», и центр «Легкие люди», и музей Достоевского.

Для большинства наших актеров работа в «Этюд-Театре» - первая и основная. Спектакли мы ставим с помощью грантов Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Суммы грантов на поддержку негосударственных театров с каждым годом растут. Кроме того, Комитет по культуре Санкт-Петербурга – единственный в России, кто предоставляет грант, включающий в себя не только постановку, но и показы спектаклей, что, конечно, очень ценно. Министерство культуры тоже поддерживает грантами.

Возможностей много у всех, но андеграундные театры, как мне кажется, будучи более свободными и подвижными, больше занимаются искусством как таковым, развитием театрального пространства. Что касается возможности объединения малых театров - в случае с «Этюд-Театром» это вряд ли возможно. Каждый негосударственный театр - очень обособленный организм.

Нужен президент - бывший хиппи

Саша Кукин, руководитель «Театра танца Саши Кукина»:

- Труппа существует уже 24-й год. Конечно, я обращался в Комитет по культуре, но это беспредметный разговор. Я пытался объяснить чиновникам, что мы хотим развивать современный танец, модерн. А они улыбаются и говорят: «А зачем это нужно?»

В 2001 году я участвовал в одном танцевальном проекте в Вашингтоне. В свободное время ходил на выставки молодых художников и везде встречал одну женщину. Она каждый раз здоровалась со мной, а я только потом понял, что это была art council , по-нашему - председатель Комитета по культуре Вашингтона. Она обязана по должности поддерживать современное искусство. Когда наш министр культуры пойдет на выставку какого-нибудь одиозного художника и пожмет ему руку, тогда все изменится. Нам нужен президент - бывший хиппи, интеллектуал.

share
print