Истории

Петербуржцам помогут взять в руки власть в собственных домах

Петербуржцы наконец смогут починить трубу, сбить сосульки с карниза и убрать мусор в подъезде, не отходя от компьютера. Проект «РосЖКХ» открывает свое отделение в городе, чтобы заставить чиновников отвечать на все жалобы, а не только бумажные и отправленные «Почтой России».

Федеральный проект «РосЖКХ» запущен в ноябре 2012 года «Фондом борьбы с коррупцией» Алексея Навального. Он позволяет отправлять жалобы на нарушения в жилищно-коммунальной сфере – от погнутой дверцы почтового ящика до трещин на фундаменте дома. Для подачи заявления через сайт достаточно вписать свои адрес и имя (без этих данных государственные органы не рассматривают обращения), а также кратко изложить суть проблемы. После этого жалоба будет автоматически направлена в несколько надзорных инстанций. На устранение недостатков чиновникам по закону отводится 45 дней.

За неделю существования сайта «РосЖКХ» в Жилищно-коммунальную инспекцию по Петербургу было отправлено 912 обращений. Ведомство сочло их спамом: якобы «РосЖКХ» не является зарегистрированным СМИ, а значит, по его запросам инспекция может не устраивать внеплановые проверки. Кроме того, по закону «Об информации» у любого получателя «рассылки» есть право не откликаться на неё или вовсе отписаться. Наконец, в логотипе сайта используются элементы герба России (двуглавый орел со шваброй и гаечным ключом), что вдвойне возмутило чиновников.

Изображение: «РосЖКХ».

Однако в результате Генпрокуратура заставила инспекцию отвечать на все запросы жителей города. Не имеет значение, отправлены они в электронном виде, или бумажном, или лично доставлены в ведомство – главное, чтобы обращение было подписано.

Следующий шаг – создание петербургского отделения «РосЖКХ». Его координатор Никита Белокопытов ответил на вопросы «МР».

– Никита, тема ЖКХ очень востребована петербургскими партиями и общественными организациями, существуют и другие ЖКХ-проекты. Какие уникальные «услуги» вы собираетесь предложить обществу?

– Мы являемся частью федерального проекта «РосЖКХ» Алексея Навального. Через проект можно отправлять электронные жалобы по проблемам ЖКХ. Но механизм обработки жалоб отличается от региона к региону. Например, в Петербурге нам вернули практически все интернет-жалобы. Нужны люди, которые будут разбираться с региональными проблемами, будут знать, что и через кого можно отправлять. Также «РосЖКХ» будет нести просветительскую функцию: говорить людям, как можно объединиться, чего-то добиться, какие успехи есть у людей, которые уже пошли по этому пути. Будет сообщать о последних изменениях в сфере ЖКХ на Северо-Западе. Возможно, мы буем сотрудничать с похожими проектами, ориентироваться на них в плане подачи материала.

– Почему жалобы возвращаются?

– Петербургские надзорные органы, в частности «Роспотребнадзор», не принимают жалобы через интернет. Полагаю, чиновники не были готовы к такому валу жалоб. Стандартная процедура обращения настолько сложна, что ограничивала этот поток. Мою жалобу о качестве воды в Кировском районе «Роспотребнадзор» вернул, потому что не было скана или заверенной копии доверенности жильца, от лица которого я обращался. Это печально, потому что механизм «РосЖКХ» пока не позволяет прикреплять файлы к обращению. Получается, жалобы придется распечатывать, класть в конверты и самолично отвозить в ведомства. Надеемся, нам хотя бы не придется пользоваться услугами «Почты России». Первую партию из 160 возвращенных жалоб мы уже отнесли обратно чиновникам.

– На что чаще всего жалуются петербургские пользователи «РосЖКХ»?

– На управляющие компании. В Петербурге очень мало ТСЖ, которые созданы действительно жильцами, а не работниками управляющих компаний. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что существует ТСЖ, существует совет дома, они пишут заявления, обивают пороги чиновников, а управляющая компания попросту не исполняет свои обязанности. Чиновники отказываются подавать на нее в суд. Этот момент, который в правовом государстве решался бы через суды, вызывает массу нареканий. Еще одна важная проблема: капитальный ремонт старого фонда. А вот со дворами в последние годы стало получше.

– Никита, как случилось, что ты координируешь проект в Петербурге?

– Я программист, по специальности – математик. В протестном движении оказался случайно. Просто в очередной раз читал Навального и понял, что чиновники воруют не чьи-нибудь, а именно мои деньги. Я почувствовал, что мы напрямую завязаны, что чиновники – мои работники и они должны отчитываться передом мной. Как любой работодатель я начал интересоваться, чем занимаются мои подчиненные. Пока что у меня с переменным успехом получается повлиять на их действия. Я ходил на протестные акции, но со временем понял, что работа в общественной организации приносит больше пользы. Начал волонтерить в «Муниципальной пиле», поучаствовал в нескольких заседаниях, заинтересовался проблемой ЖКХ, созданием советов домов, познакомился со специалистами, потом так случилось, что понадобился человек, который будет руководить этим проектом. Выбор пал на меня, потому что «РосЖКХ» – это в первую очередь электронный проект, а у меня большой опыт в IT-сфере.

Я не имею отношения к сфере благоустройства и ЖКХ, поэтому мне приходится сложно. Но у нас достаточно опытных юристов, которые всегда готовы помочь, и я не стесняюсь ходить к ним за помощью, потому что одному все узнать невозможно.

– Можешь дать совет читателям, у которых все лампочки в подъезде разбиты, лифты грязные, балконы осыпаются – с чего им начать?

– Им нужно оглянуться и понять, что дом – это их собственность. Ответственность за его состояние несут в первую очередь жильцы, а уже во вторую – ТСЖ, управляющая компания, чиновники и так далее. Если что-то не получается, не нужно расстраиваться, можно обратиться в «РосЖКХ», связаться с юристами – мы всегда поможем в этом плане. Но есть мелкие вещи в духе грязной парадной. Можно просто договориться с соседями и нанять уборщицу.

Что такое самоорганизация жильцов

Самые распространенные способы управления многоквартирными домами – ТСЖ и ЖСК. Товарищество собственников жилья избирается общим собранием (50% плюс один собственник). Жилищно-строительный кооператив – это рудимент советского времени, он существует за счет паев (членских взносов учредителей). Но ни та, ни другая формы не предполагают, что жильцы будут сами убирать подъезды, вывозить мусор, чинить крыши и при этом соблюдать юридические формальности. Для этого существуют управляющие компании – частные и унитарные предприятия, их нанимают ТСЖ и ЖСК. С 2011 года Жилищный кодекс предусматривает еще один институт самоорганизации – это советы многоквартирных домов, они не оперируют финансами, но могут контролировать исполнителей. В Петербурге большинство таких объединений жильцов инициированы «сверху», однако есть примеры, когда жители берут власть в доме в свои руки.

Ирена, председатель товарищества собственников жилья в доме на улице Рихарда Зорге (Красносельский район): «Простой пример: до того, как жильцы самоорганизовались в настоящий ТСЖ, сумма коммунальных платежей в моей трехкомнатной квартире была около 8 тысяч рублей. Это был 2009 год. При этом не работали лифты, мы ходили пешком на 14 этаж, не работали уборщицы – возникал вопрос, за что мы платим такие деньги.

В течение года мы пытались биться с управляющей компаний, состоялось собрание жильцов, оно у нас было очень открытым, на подсчет голосов мы пригласили юристов управляющей организации. Они ставали нам палки в колеса, какие-то письма дурацкие отправляли в налоговую инспекцию, не хотели передавать ключи и документы. Тем не менее, со второй-третьей попытки мы зарегистрировались и сказали, что не хотим больше видеть вас в нашем доме. Сегодня я плачу за коммуналку 4,3 тысячи рублей. Если у людей есть желание работать, заниматься своим домом, если душа к этому лежит, то проблем никаких не будет. У нас было всего два активных человека из разных подъездов. Остальные люди были просто за, – этого достаточно, чтобы тебя поддержали».

Петр, председатель Совета дома на Наличной улице (Васильевский остров): «Наш дом - один из немногих на Васильевском острове, где собственными силами жильцов создан Совет дома. Хотя эта форма взаимодействия с управляющей компанией утверждена в Жилищном кодексе, УК к нам прислушивается со скрипом. Сначала вообще не прислушивалась, за год действия Совета я отправил порядка 30 писем о том, что мы хотим заменить лампочки, положить плитку в подъездах, отремонтировать крышу, заменить «ковши» в мусоропроводах и так далее. Приходилось пробивать, буквально выцыганивать эти ремонты у управляющей компании. Нам сделали помещение под Совет дома (косметический ремонт в подвале), полностью заменили плиты перед парадными. Многие плиты проседали на 30-40 сантиметров, и люди ломали руки-ноги при входе... Сейчас УК многое делает, хотя за последние 3-5 лет к ней было много нареканий.

До меня три человека выдвигались на пост председателя Совета дома, и все взяли самоотвод. По сути, это общественная организация. Человеку, который постоянно работает, трудно успевать в этой кабинетной беготне.

Недавно город предложил нескольким домам на Васильевском острове сменить управляющую компанию. Мы написали, что не хотим менять шило на мыло: недочеты у нашей УК есть, но она уже с нами считается, идет рабочий процесс».

share
print