Истории

Петербургcкие кафе и библиотеки укроют велосипеды от воров

Активисты «Велосипедизации Петербурга» формируют список мест – кафе, магазинов, библиотек, куда пускают с двухколесным транспортом. «Вело-френдли» места будут отмечены наклейкой «Велосипед можно оставить внутри» и «Чистый велосипед можно оставить внутри». Пока же владельцы заведений, наоборот, предпочитают вешать запретительные знаки на входе и даже грозят конфискацией велосипеда.

Согласно опросу, который «Велосипедизация» провела в августе 2012 года, 47% людей, которые не ездят на велосипеде по делам, не делают это из-за боязни, что их транспорт украдут. А «Центр независимых социологических исследований» в 2011 году выяснил, что боятся кражи в основном те, кто ездит на велосипеде по городу. «Получается замкнутый круг, – пишут авторы идеи «Можно с велосипедом». – Поэтому у нас есть план. Сначала люди начинают ездить в те места, где безопасно оставлять велосипеды. Потом понимают, что это удобно и безопасно – начинают ездить и во все остальные». Так, по их мнению, велосипед начнет восприниматься как транспорт, и Петербург приблизится к стандарту европейского, удобного для жизни города.

Одним из первых на идею отозвалось государственное учреждение – сеть библиотек Курортного района. При возможности туда всегда пускают с велосипедом или выдают велосипедный замок. Всем заведениям, которые разместят наклейку, активисты окажут информационную поддержку. Первые сто наклеек они напечатали за свои деньги, так что от владельца нужно только согласие. Список френдли-мест формируется в обсуждении во «В Контакте», позже они будут отмечены на сервисе «VeloMesto. Открытая велокарта городов».

«Не все менеджеры симпатизируют велосипедистам, видят их в качестве потенциальных клиентов, понимают эту культуру, – говорит координатор проекта Денис Быстров. – Еще не набралась критическая масса велосипедистов, о потребностях которой придется заботиться. Примечательная история произошла в Саратове: крупная сеть супермаркетов запретила оставлять велосипеды внутри. Ребята не растерялись и обратились к вышестоящему руководству в Москву. Оказалось, это был "перегиб на местах", и запрет сняли, ребята спокойно заходят с велосипедами. В наших силах требовать соответствующего отношения».

«Велофобным» местом в октябре 2013 года стало Законодательное собрание Петербурга – туда впервые не пустили с велосипедом эколога Александра Карпова. По его словам, охрана сослалась на указания, исходящие от председателя ЗакСа Вячеслава Макарова, – впредь не пускать внутрь с велосипедом. Примечательно, что Карпов является экспертом Комиссии по городскому хозяйству и ездит по городу на складном велосипеде, который в сложенном виде занимает примерно столько же места, сколько штатив от фото- или видеокамеры.

В том же исследовании ЦНСИ отмечается, что чем дольше человек ездит на велосипеде, тем чаще он готов оставить его на неохраняемой кратковременной парковке (или ее «замене», например, пристегнутым к столбу около магазина). «Люди, которые давно ездят на велосипеде, решают проблему краж, заводя недорогой велосипед для поездок по городу, который меньше привлекает воров, и который в случае чего будет "не жалко". <...> Также появление одного велосипеда, пристегнутого в месте, пригодном для парковки, часто вызывает появление других велосипедов, пристегнутых рядом», – заметили социологи.

Так что чем больше велосипедистов будет на улицах Петербурга, тем меньше наклеек придется вешать на заведения. В Европе, например, они практически не встречаются. Пока что «вело-френдли» заведения, тротуары с парковаками и улицы с велодорожками воспринимаются как гетто, а велосипедисты – как «болтливое меньшинство». Смольный же не спешит делать этот вид транспорта одним из преоритетов: якобы не позволяют ГОСТы о ширине дорог.

Объявление в музыкальном магазине на Петроградской стороне. Фото: «Велосипедизация»
 

share
print