Истории

Рецепты счастья от центра Оливье

Сегодня мы беседуем со специалистами петербургского психологического центра O!Liv’e

Ольга Саволайнен, психолог-консультант, гештальт-терапевт, системный терапевт.

 

Ольга, Вы работаете по методу системных расстановок. Расскажите, пожалуйста, о его особенностях. Как правило, мы проводим в центре семейные либо организационные расстановки.

 В  семейных расстановках человек рассматривается как часть системы, а не как отдельная единица. Все мы, хотим того или нет, включены в системы семьи, рода. Удачи и неудачи, счастье и несчастье, болезни и здоровье, а так же некоторые чувства, которые мы испытываем - все это может иметь семейно-родовые корни, быть результатом нарушения "порядков любви" в семье. Семейная расстановка дает возможность обнаружить нарушенные порядки, семейные переплетения, перенятые чувства, лучше понять себя и те процессы, которые происходят между нами и близкими людьми, которые нас окружают.

 На тренингах наши клиенты в течение одного часа (длительность расстановки) могут наглядно увидеть, что происходит в их отношениях с ребенком, с родителями, в паре, в роду, в чем причина конфликтов, находят пути их решения.

Организационные расстановки– это метод, который позволяет  за короткий срок наладить эффективную работу  организации, отдела, отдельного сотрудника; а также выявить и изменить неосознаваемые процессы, влияющие на работу. 

  • 1

    Ольга Саволайнен

  • 7

    Мария Зиновьева

  • 4

    Майя Элбакиева

  • 5

    Карта фото Майи Элбакиевой

  • 6

    МАК фото Майи Элбакиевой

  • 3

    © Depositphotos.com-peshkova

  • 9

    Shutterstock.com MaszaS

  • 2

    Shutterstock.com oliveromg

  • 8

    Shutterstock.com sergei telegin

На мой взгляд, неоспоримым достоинством расстановок является то, что для этого достаточно одного представителя организации для проведения диагностических и коррекционных мероприятий, что не требуется индивидуальная работа с сотрудниками, развитие личностных качеств, профессиональное обучение.

За это время клиент видит картину отношений; узнает, как прошлый опыт, история создания фирмы влияют на бизнес-процесс.
Особенно хорошо организационные расстановки подходят для семейных предприятий, поскольку с их помощью можно выяснить, где скорее следует искать решение проблемы: в семье владельцев или в менеджменте фирмы, или что-то менять нужно в обеих областях

 Значит, метод расстановок – это эффективное средство для тех, кто мечтает найти верное решение для сложных жизненных ситуаций, изменить свою жизнь либо получить  "страховку" для принятия необходимых решений в бизнесе?
Ольга: И все же, что надо знать про себя и расстановки, чтобы ориентироваться, нужна вам расстановка или нет:

Первое и самое важное - это осознать, что в вашей жизни либо не происходит, либо происходит по повторяющемуся сценарию? Второе - что после расстановки в вашей жизни должно быть по-другому? Третье - есть ли у вас сильное желание что-либо менять? Иначе ваше посещение расстановок станет больше ритуалом и самообманом и, как следствие, разочарованием.

 

“Волшебные картинки”, меняющие жизнь

Майя Элбакиева, коуч, специалист по метафорическим-ассоциативным картам

 

Майя, что такое метафорические-ассоциативные карты (далее МАК)?

МАК по-другому еще называют проективные карты. Их используют уже более 20 лет психологи различных направлений: в семейной терапии, психодраме, гештальте, в  арт-терапии и т. д. Карты создают атмосферу доверия и безопасности, активизируют творческий потенциал человека, способствуют самопознанию и повышению коммуникативных качеств. Они помогают разобраться в психологических причинах происходящих с человеком событий, посмотреть на ситуацию со стороны, найти ресурсы для решения актуальных жизненных задач, да и просто весело провести время в кругу близких.

То есть, получается - это своего рода карманный психолог?

В общем, можно сказать и так. Разновидностей карт очень много, от абстрактных рисунков и человеческих лиц, до изображений известных произведений искусства. Карты дают возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Все зависит от цели и запроса человека. Чем более тема “заряжена”, то есть представляется человеку сложной и неразрешимой, тем сложнее ему увидеть выход самостоятельно. Ведь у нас стоят своего рода “фильтры”, которые мешают нам увидеть решение, в противном случае мы бы давно бы со всем сами разобрались. Так что психолог, специализирующийся на работе с МАК становится своеобразным проводником, он помогает увидеть дверь там, где мы порой, как муха, бьемся в стекло.

 

В чем состоит принцип работы с МАК? Ведь и другие методы также направлены на то, чтобы, как вы говорите, увидеть дверь. Так почему же именно карты?

Да это так. Просто с картами это делается намного быстрее и эффективнее.

Основной принцип любого проективного метода состоит в том, что человек не способен увидеть во внешнем объекте ничего того, что нет в его внутреннем мире. Изображение карт как правило размыто, не четко, что дает возможность клиенту интерпретировать по-своему.  Кто-то говорит, что на картинке человек, который получил пощечину, кто-то видит зевающего человека, а у кого-то это добрая рука, которая поглаживает лицо партнера…причем, кто-то видит мужчину, а кто-то женщину и т.д. Как я говорю, “у каждого свой сон”

Лично для меня, как для специалиста, это особо ценно еще и тем, что у меня меньше шансов навязать клиенту свою картину мира. Я исхожу из того, что клиент мудр, я доверяю этой мудрости, иногда даже больше, чем он сам. Моя задача помочь ему увидеть те уникальные ресурсы, которые уже есть в нем, но он о них не знает, не видит и поэтому не использует. А у клиента в свою очередь появляется больше ответственности за свои решения, и за свой выбор.

Майя, скажите, а с каким проблемами в основном обращаются и какие в целом вопросы можно решать с помощью МАК?

Спасибо за вопрос. В этом как раз еще одно бесспорное преимущество МАК. С ними можно работать с самым широким спектром запросов. От физических симптомов до организационного консалтинга. Есть специальная колода, которая, например, работает с психологическими травмами, с потерей близких. Это конечно, же извечная тема отношений мужчины и женщины. Есть техники, которые позволяют даже узнать свое предназначение или придумать идею для бизнеса, причем не просто придумать, а чуть ли не прописать пошаговый бизнес-план. Убрать внутренние ограничения, мешающие зарабатывать больше денег тоже можно с помощью МАК.

Лично у меня более 10 различных колод, что называется на все случаи жизни. Конечно, я повторюсь, работает не колода карт сама по себе. МАК - это замечательный инструмент, но надо уметь им пользоваться. Я в практике применяю МАК в сочетании с другими методиками. В общем, за годы практики уже выработалась своя система работы с картами, при которой они действительно становятся “волшебными” и трансформирующими жизнь человека, наполняющими ее яркими красками. Мое кредо - невозможно научиться быть счастливым, ведь это естественно, как дышать, нужно лишь убрать все то, что этому мешает.

 

Арт-терапия -  самый экологичный способ помощи ребенку

Мария Зиновьева, детский психолог-консультант,

автор и ведущая игровых развивающих занятий для детей,
арт-терапевтических групп для детей и подростков.

 «Я хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился, был  спокойным, общительным, послушным… чтобы  перестал бояться темноты» - примерно так звучат запросы многих родителей, обращающихся к психологу. Мария, как помочь нашим детям расти гармоничными, радостными и активными?

Мария:Один из способов - это выражение себя через творчество. Для детей творить, фантазировать, сочинять - естественное занятие, тесно связанное с их развитием.  Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими  образами. Рисование, игра - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.  Обычно первые шаги ребенка в творчестве вызывают у родителей восхищение и восторг, но чем взрослее становится ребенок, тем больше предъявляется к нему требований и ограничений: сколько должно быть пальцев на руке, какой длинны ноги, как правильно рисовать дом, собаку и т.д. И  часто в результате критических замечаний ребенок перестает получать удовольствие от самого процесса, от проживания  нарисованного, нацеливаясь на правильный результат, который понравится родителям.  Исчезает спонтанность, непосредственность, активность, сменяясь нерешительностью и стеснением.

Как же быть в такой ситуации? Как вернуть эту непосредственность и искреннее желание ребенка творить?

Мария:  Как мне кажется, Арт-терапия – наилучший метод, позволяющий вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в ранний период.  В этом процессе удовлетворяется актуальная потребность в признании, ощущении собственной успешности и значимости. В арт-терапии детей не учат рисовать, основное - это создать пространство для безопасного самовыражения, отреагирования эмоций, возможность делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В процессе удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, что позволяет детям стать более спокойными, расслабленными, уверенными.

 Т.е. раздражительность и негативизм уступают место инициативности и творчеству?

Мария: Конечно!Арт-терапия это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Наиболее популярные и часто используемые виды арт-терапии это: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия, занятия с использованием таких материалов как гуашь, песок, пластилин, глина, природные материалы, бумага, фольга и многое другое. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме, создает положительный эмоциональный настрой. В результате такой работы ребенок легче адаптируется в школе, снижается утомление, уходят негативные эмоциональные состояния, связанные с обучением, и их проявления. Происходит коррекция различных отклонений и нарушений личностного развития.

 

Контакты центра Оливье

Психологический центр "O!Liv'e"
м. Чернышевская
ул. Фурштатская, 33
тел. 438 75 59
http://оливье-центр.рф/

https://vk.com/club51912146

share
print