Истории

Легкий трамвай, парк развлечений и еще три вещи, которые Полтавченко предложил китайцам построить в Петербурге

Делегация Смольного отправилась в Китай искать инвесторов для жизненно важных транспортных и инфраструктурных проектов Петербурга. Три ветки «легкого» трамвая, автомобильные дороги, парк развлечений, выставочный центр и индустриальный парк – все они могут быть построены на условиях концессии: это значит, что бизнесмены из Поднебесной смогут сами устанавливать тарифы на пользование для петербуржцев. Если, конечно, предварительные договоренности выльются в реальные соглашения.

1. «Легкий» трамвай

Легкорельсовый трамвай (ЛРТ) должен стать продолжением метрополитена. Смольный предложил китайским инвесторам построить три ветки на выбор: до аэропорта "Пулково", от станции «Автово» до «Балтийской жемчужины», а также от будущей станции «Шушары» до Колпино. Протяженность каждой ветки превышает 15 километров, а пассажиропоток, как ожидается, составит 22 тысячи в год – примерно столько пассажиров перевозят станции метро «Ладожская» или «Купчино». Максимальный объем инвестиций в проект составляет 815 млн долларов, реализовать его планируется на основе концессии (передачи исключительных прав инвестору) сроком от 20 лет. Это значит, что как минимум два десятилетия китайцы будут эксплуатировать трамвай и устанавливать на него тарифы. Если, конечно, не захотят продать его раньше.

«Инвестор сам сможет устанавливать цену за проезд, – комментирует пресс-секретарь Комитета по инвестициям Екатерина Тронина. – Это одно из ключевых условий вложения денег: инвестор сможет получать прибыль. Но во всех презентациях мы говорим, что плата за проезд должна составлять среднюю цену в Петербурге, в районе одного доллара США, и уже исходя из этих расчетов представляем финансовую модель в части окупаемости».

Легкорельсовый трамвай – распространенный вид транспорта в западных мегаполисах. Его стоимость в 5-10 раз меньше, чем у метрополитена. Обычно движение трамвая синхронизируется со светофорами, он движется по отдельной колее, задерживаясь только на остановках. «ЛРТ – это тот же рельсовый трамвай, просто сделанный на современном технологическом уровне, – поясняет транспортный эксперт Иван Летюхин. – Это современные вагоны с низким полом. Странно, что с идеей строительства ЛРТ Смольный обращается к китайцам. Известных компаний, которые занимались бы трамвайными линиями "под ключ", в этой стране нет. Все крупные производители расположены в Европе – обращение к ним было бы более логично. Но в целом это позитивное начинание».

2. Автомобильные дороги

Также китайцам предложено построить в Петербурге четыре автомобильные дороги. Это магистраль с мостом через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц (Невский район). Новый мост расположится в районе нынешнего железнодорожного моста. По расчетам, объем инвестиций составит 3,5-4,5 млрд долларов, проект окупится через десять лет, так что, судя по всему, трасса будет платной.

В числе других проектов: продление улицы Димитрова от Белградской до Орджоникидзе с путепроводом через Витебскую железную дорогу и транспортной развязкой на пересечении с Белградской улицей; пробивка проспекта Маршала Блюхера от проспекта Энергетиков до Индустриального, с путепроводом на пересечении с железнодорожной линией Приозерского направления; путепровод на пересечении Бассейной улицы с железнодорожными путями Витебского направления. Также китайским инвесторам предложили проект продления Якорной улицы от проспекта Энергетиков до улицы Передовиков.

Проекты предлагается реализовать на основе концессионного соглашения сроком до 18 лет. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму от 56 млн долларов.

3. Конгрессно- выставочный центр

Место: Московский район, в районе аэропорта «Пулково» (на Вертолетной улице в Авиагородке). Инвестиции: 5 млрд рублей. В комплексе предполагается строительство шести залов: один – на 3 тысячи мест, еще пять – вместимостью от 200 до 1 тысячи человек. Общая площадь комплекса должна составить 145 тысяч кв. метров (25 футбольных полей). Срок реализации проекта пока не установлен.

4. Парк развлечений

Место: южная часть Фрунзенского района – на участке, ограниченном Карпатской улицей, Малой Балканской, Софийской и КАД. Инвестиции: неизвестно. Подробности – тоже.

5. Индустриальный парк легкой промышленности

Место: Красносельский район, промзона «Красносельская». Инвестиции: неизвестно. В реализации проекта может быть задействовано несколько инвесторов. Площадь участка, отданного под парк, составляет 4,2 Га (девять футбольных полей).

***

Насколько вероятно, что все это появится в Петербурге?

Пресс-секретарь Комитета по инвестициям Екатерина Тронина: «Сейчас идет представление проектов потенциальным инвесторам. Мы увидели интерес китайской стороны в принципе к инвестированию в Петербург, потому что у нас, во-первых, неплохие экономические показатели, во-вторых, есть история успешного китайского инвестирования («Балтийская жемчужина»). Наконец, есть некоторые политические гарантии, потому что делегацию возглавляет Георгий Полтавченко, он участвует в переговорах с бизнес-сообществом.

Председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк провела три презентации целого комплекса проектов, которые могут быть интересны инвесторам. Судя по информации, которая приходит из Китая, диалог продолжится в плане детализации этих проектов. На втором этапе необходимо проработать финансовые модели, чтобы бизнес понимал, что ему ждать, и смог реально оценить свои возможности по окупаемости проекта и принять решение. В целом настроение позитивное, какие-то соглашения должны быть. На это мы и работаем, чтобы результат этих проектов вылился в реализацию китайскими партнерами конкретных инфраструктурных проектов в Петербурге».

Последний раз Георгий Полтавченко ездил в Китай в 2006 году, еще будучи полпредом президента в Центральном федеральном округе. Визиты в эту страну совершали и его предшественники на посту губернатора Петербурга – Владимир Яковлев и Валентина Матвиенко. Результатом стало появление в Петербурге делового центра «Балтийская жемчужина».

share
print