Истории

Петербуржцы не хотят турникеты в автобусах и жалуются Полтавченко

Петербуржцев на днях ошарашили новостью о внедрении турникетов на входе в наземный общественный транспорт. Горожане разделились на два лагеря: тот, что выступает против турникетов – гораздо более многочисленный. Активисты уже открыли сбор подписей против «безумного эксперимента». Многие петербуржцы бывали в Москве и столичный «турникетный» опыт вспоминают с отвращением. Единственная альтернатива турникетам – эффективно работающие контролеры, которые будут держать «зайцев» в страхе. Но с этим у нас тоже сложности.

В Петербурге около трех тысяч единиц наземного городского транспорта. Порядка 300 тысяч рублей стоит одна турникетная система. Итого – один миллиард на город. Или два, если турникеты захотят, как в Москве, подключить к системе 3G, чтобы отслеживать маршруты пассажиров (кто где пересаживается) – якобы для того, чтоб лучше изучить пассажиропотоки.

Зарплата кондукторов – около 16 тысяч рублей, всего их в городе – порядка 4500 человек, объем месячных затрат – 72 млн. Получается, что уже через год турникеты окупятся. Отметим, что аналогичные подсчеты проводили еще в 2010 году, когда город крупно потратился на валидаторы, которые якобы и должны были заменить кондукторов. Как мы знаем, этого не произошло.

Движение «Красивый Петербург» опубликовало новость о будущих турникетах – и страница чуть не легла из-за обилия гневных комментариев. «Поэтому, - сообщают активисты, - мы решили, что ворчливое недовольство стоит превратить в простые и эффективные действия. Мы призываем вас отправлять корректные и аргументированные обращения за отмену эксперимента по установке турникетов председателю Комитета по транспорту (Воробьев Александр Георгиевич, [email protected]) и губернатору Санкт-Петербурга (Полтавченко Георгий Сергеевич, [email protected]). Примерами своих обращений делимся здесь: vk.com/topic-38228859_29501256».

В Москве аж с 2002 года действует сайт http://www.turniketam.net/, где также размещены адреса, по которым можно жаловаться на систему, сначала внедренную в Зеленограде, потом - несмотря на то, что эксперимент не был признан удачным - оккупировавшую столичный транспорт. Как известно, в Москве вода доточила камень, и губернатор Собянин, едва заняв свой пост, распорядился турникеты из автобусов убрать. К их демонтажу обещали приступить в конце 2013 года. 

Компаниям выгодно, чтобы социальным автобусом люди не пользовались, а садились в маршрутку. Вот и создают препоны: чтобы автобус ехал помедленней, и чтобы поездка была некомфортной.

Одно было очевидно: бороться с пробками возможно, только популяризируя общественный транспорт, а увеличить его привлекательность, пока в автобусе стоят турникеты, невозможно.

Самая обычная поездка выглядела так: Юго-Запад. Начальная остановка какого-то автобуса, у какого-то торгового центра. Еще не час пик, поэтому народу немного, человек 20. К передней двери - очередь (для петербуржца очередь на автобус – это все-таки экзотика). Посадка длилась минуты полторы – повезло, потому что никто не тормозил пассажиропоток, все были без чемоданов. И все-таки за полторы минуты мы могли бы проехать полтора километра… А потом автобус делал остановки. И везде мы стояли по полторы минуты, по две. Ветер задувал в открытую дверь. У кого-то размагнитилась карта, кто-то оказался без мелочи… Двухкилометровую дорогу до метро наш автобус преодолел где-то за 12 минут. Конечно, быстрее, чем пешком, но примерно в шесть раз медленнее, чем на машине. Вот поэтому москвичи и не любят общественный транспорт: тебя за твои же деньги будут мурыжить на входе и морозить на остановках. Это унижает.

В Петербурге движение «За общественный транспорт» в лице активиста Виктора Орлова прокомментировало новость так: «Пришел человек из Москвы (имеется в виду нынешний глава петербургского Комитета по транспорту Александр Воробьев) и решил заработать со старыми друзьями, ведь разработчиками турникетов является московская фирма, которая их же внедряла в столице. В Москве, по моим подсчетам, можно было заработать более 6 млрд: установка, ремонт, замена испорченного. И как правило, все это обслуживает этот же поставщик или его дочерняя фирма.

В Петербурге проводили в 2007 году такой эксперимент, на троллейбусе 17-го маршрута. Некоторые турникеты пассажиры сломали в первые часы его работы. Позитивного для пассажиров я не вижу ничего. Время в пути увеличится, а значит, необходимо будет закупать еще больше автобусов, троллейбусов, трамваев, чтобы сохранить и без того не самые завидные интервалы движения. А вы представляете, как будет выглядеть очередь к трамваю, у которого остановка посреди дороги и даже без островка безопасности? Я изучал международный опыт и ни разу не слышал о подобных устройствах в Европе или где-либо еще, так как там думают в первую очередь об удобстве пассажиров».

В действительности нечто подобное мы можем наблюдать в Стамбуле: только там турникет ограждает проход не в автобус, а на остановку. Разумеется, на выделенной полосе, огороженной забором.  

С резкой критикой проекта выступил депутат ЗакСа Борис Вишневский. По его словам, цель скандальной новинки – совсем не в увеличении сборов с пассажиров. «Наши транспортные компании живут совсем не на те деньги, которые они взимают с пассажиров социальных автобусов, - говорит депутат. – У нас автобусный рынок поделен между «Третьим парком», «Петербургавтотрансом», «ПТК» и «Питеравто». Почти все они владеют и маршрутками тоже. В маршрутках – живые деньги, большой поток пассажиров. Вывод: компаниям выгодно, чтобы социальным автобусом люди не пользовались, а садились в маршрутку. Вот и создают препоны: чтобы автобус ехал помедленней, и чтоб поездка была некомфортной».

Для эксперимента по внедрению турникетов в Петербурге выбрано три автобусных маршрута. По разным причинам они не слишком популярны у горожан. Так, маршрут №5 возит пассажиров (а еще чаще – воздух) от улицы Грибакиных до метро «Ладожская». Маршрут 57 – от Малой Балканской до метро «Волковская». И 229-й – от Кировского завода на станцию Сергиево. Судя по онлайн-карте маршрутов, одновременно на линиях (туда и обратно) находятся по 3-5 машин, интервал движения - по крайней мере, на 5-м и 229-м маршрутах – составляет гораздо больше среднегородских 12-15 минут. Резюме: эксперимент конкретно на этих маршрутах вполне может оказаться удачным, потому что пассажиров на нем нет, давки не будет. А потом, пользуясь этой удачей, турникеты установят по всему городу.

Впрочем, в Комитете по транспорту нас заверили, что турникеты – лишь пилотный проект: «Комитет готов принимать и другие предложения в рамках перехода на бескондукторную систему. Наша цель - увеличить доходность перевозок, что позволит повысить качество предоставляемых услуг, ускорить темпы обновления подвижного состава, снизить количество безбилетных поездок и поддельных проездных документов. О том, какие системы целесообразны и в каком количестве, станет известно только к лету».

share
print