Истории

Как устроена Россия в миниатюре

Примерно год назад в Петербурге появилась новая достопримечательность. В довольно невзрачном районе недалеко от Московских ворот экспонируется огромная – около 700 кв. метров – и очень красивая игрушка: миниатюрная страна с горами и реками, лесами и полями, домами и дорогами, вокзалами и аэропортами, людьми и животными. Игрушка движущаяся, живая: день сменяет ночь, по извилистым дорогам ездят машины и автобусы, огни загораются и гаснут, дымят трубы и пожары, на которые спешно прибывают бригады МЧС, чтобы залить их почти всамделишной водой. И через все это неутомимо мчатся поезда – грузовые и пассажирские.

Игрушка сложноуправляемая: у пульта с несколькими рядами мониторов дежурят одновременно три-четыре человека. Называется эта игрушка "Гранд-макет "Россия"», придумана она 51-летним предпринимателем Сергеем Морозовым. Он инженер-механик, с 16 лет на производстве, занимался и торговым, и производственным бизнесом, был совладельцем весьма большого промышленного предприятия, с цехами, складами, конструкторским бюро, а уже в зрелом возрасте окончил Академию художеств с дипломом искусствоведа.

- Сергей, у вас в детстве была гэдээровская железная дорога?

- Была.

- Сколько миллиметров колея?

- 12 мм. Мне в детстве казалось, что 12 мм лучше, чем 9 или 16. Но это, впрочем, никак не повлияло на создание макета. 

- Как вам пришла в голову идея макета?

- Мне хотелось создать современный туристический объект, который станет достопримечательностью города. Сперва я думал о макете зимнего ночного Петербурга – это казалось очень красивым. Но потом решил, что мне этого мало – стоит замахнуться на образ всего нашего государства. Больше всего меня возмущало вот какое обстоятельство. Если в Берлине у местного жителя спросить, допустим, где находится Мюнстер – он вам даст примерный ответ: по какому шоссе, в какую сторону ехать. Если же у нас в Москве или Питере спросить, где находится Воронеж, то ответ очень часто будет «где-то там». Это «где-то там» мне давно уже не нравилось. Ведь «где-то там» живут люди, со своими проблемами, живут счастливо или несчастливо – это наши русские люди. Вот я приехал к своему товарищу в город Киров и ужаснулся: там живет полмиллиона человек и в 10 вечера у них отключают электричество. Я это видел собственными глазами. И видел, как к приезду высокого партийного деятеля красили забор в розовый цвет - вместе с окружающими деревьями.

  • IMG_9907

    ООО "Гранд-макет «Россия»"

  • IMG_6333

    ООО "Гранд-макет «Россия»"

  • 28032013296

    ООО "Гранд-макет «Россия»"

  • 28032013283

    ООО "Гранд-макет «Россия»"

  • 28032013282

    ООО "Гранд-макет «Россия»"

  • IMG_1725

    ООО "Гранд-макет «Россия»"

  • 28032013294

    ООО "Гранд-макет «Россия»"

- Возвращаясь к макету. Вы где-то видели что-то подобное?

- Нет, я нигде такого не видел. В детстве я бывал в наших музеях и видел там разные макеты. Но это были архитектурные макеты – неживые, не шевелящиеся. А мне хотелось шоу. Даже название такое дал – национальный шоу-музей. Он должен быть как живой организм. И вот когда мне показалось, что эта идея у меня родилась, я выяснил, что в Гамбурге, в общем-то, существует похожий проект. И у меня как раз так сложилось, что  я оказался в Гамбурге, выдался свободный день. Я приехал, посмотрел – и увидел именно то, что я собирался сделать.

- Аналогичный?

- Ну, да – только мне не нужны фантастические человечки, бесконечные эротические сцены и еще какие-то моменты. Я подумал, что бы я хотел добавить своего – и мы так и сделали.

Там он называется Miniatur Wunderland  – «Вымышленная страна». Там многое вымышлено, но есть крошечные фрагментики, которые отражают что-то реальное – например, здание самого музея, где расположен макет.

Я же хотел создать собирательный образ территории России. Никакой масштаб не позволит сделать так, чтобы было все видно, и при этом оказалась бы соблюдена картографическая точность. Скажем, для меня как для жителя Петербурга -человека, родившегося здесь - было очень тяжело, что не будет Гостиного двора, Исаакиевского собора, не будет «Авроры». Но это все невозможно разместить. Больше того, даже если какой-то кусочек сделать точно, зритель начнет по аналогии дальше искать продолжения. Поэтому мы с самого начала крупными мазками показываем, что все  у нас – это такой собирательный образ.  И все равно люди, приходящие к нам, хотят увидеть деревню бабушки, домик, козу Зорьку, на веревочке привязанную. Такого у нас, к сожалению, нет.

- А как машинки двигаются?

- Для того чтобы машинка не сбивалась с дороги, внизу проложен тонкий металлический корд. А в передней подвеске стоит магнитик, который не дает машинке с этого корда убежать.

- А где она берет энергию для движения?

- Это наше ноу-хау, мы - первый большой макет в мире, где машинки движутся благодаря электромагнитной индукции. Под трассой уложен излучающий кабель, а в машинке – соответствующий двигатель. Поэтому в нашей машинке нет аккумулятора и она не нуждается в заряде. Кроме того, наши машинки обладают девятью скоростями, они включают повороты, фары, стоп-сигналы, проблесковые маячки, если нужно, они умеют плавно снижать скорость, они могут останавливаться в любом месте. Они друг друга видят и видят дорожную обстановку с помощью инфракрасных датчиков. Они  получают информацию и в зависимости от нее могут принимать решения. Поэтому они не сталкиваются и не врезаются. Наши машинки ведут себя как рыбки в аквариуме: за его границы выскочить не могут, но внутри ведут себя самостоятельно. И каждый раз едут по-разному.

- А снаружи они как управляются?

- А снаружи они не управляются. Их ставят на макет, и они едут.

- Зачем у вас летающая тарелка в воздухе висит?

- Все почему-то считают, что это у нас инопланетяне прилетели. Люди недостаточно внимательны: у нас там изображена киностудия. Мы ее придумали для того, чтобы получить возможность совместить разновременные эпохи – там у нас снимают кино из эпохи Великой Отечественной войны и из дореволюционного времени. И вот в инфраструктуре этой киностудии имеется здание для съемки спецэффектов – над ним и висит летающая тарелка.

- А как вы ее подвесили?

- Антигравитация. Ну, если серьезно – стоит система электромагнитов.  Благодаря этому она висит и благодаря той же электромагнитной индукции получает энергию для своих прожекторов. И для вращения вокруг своей оси.

- А пожар как сделан?

- Ну, это-то совсем просто. Стоит чашечка специальная, в ней спираль, на которую подается ток. Наливается специальное масло, получаем дым. Но это пожаробезопасно.

- Сколько все-таки это стоило?

- Не знаю. Это честный ответ. Я не считал. Надо было делать – я делал. Мне это было важно, я это люблю. Мне все равно, сколько стоит то, что я люблю.

- И все же интересно: как бизнес-проект макет успешен?

- Я надеюсь, что он успешен. Не сомневаюсь, что это все окупится, и что это все будет приносить прибыль. Более того, по-иному я это выстроить не могу, поскольку ни копейки ничьих денег здесь не использовано – только мои. От государства я не получил ничего и ничего получать не планирую, а потому проект должен существовать в собственных рамках. Пока мы в состоянии прокормить всех, кто приходит к нам на работу. Это примерно сто человек.

- Возможны ли какие-то еще формы использования макета, помимо простого созерцания? Скажем, какие-то учебные программы…

- Не думаю. Это все-таки не учебное пособие. Он предназначен для развития кругозора, воображения, побуждения человека о чем-то узнать подробно. Человек – взрослый или ребенок – встречает на макете что-то для себя неожиданное, а потом открывает книгу, карту, залезает в интернет и что-то для себя уточняет. Эту работу стоит воспринимать как художественное произведение, как театральную постановку, а не как учебное пособие. У нас задача – добавить воображения, подсказать, что существует какая-то жизнь, достаточно яркая, достойная интереса. Для меня это отражение моего ощущения от моей страны. Произведение искусства.

share
print