Истории

Закон о «резиновых квартирах» - это и кормушка, и головная боль

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о «резиновых квартирах». Как только он вступит в силу, без регистрации смогут проживать лишь ближайшие родственники нанимателя - супруга, дети, супруги детей, родители, супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Братья, даже родные, тети и дяди – все оказываются дальними родственниками, и жить у них без регистрации невозможно.

Годовая работа по составлению закона о «резиновых» квартирах экспертами оценивается как бессмысленная. Фактически он дублирует существующие нормы. Торговцев регистрациями и без того привлекают к ответственности, то есть специальный закон для этого не нужен. Зато авторам гарантированы упреки в «полицейском государстве» - да не просто полицейском, а еще и отсталом, бюрократизированном.

Об отсталости законопроекта свидетельствует такая, например, норма. Гражданин должен сообщить о своем появлении в орган регистрационного учета, а тот должен зарегистрировать человека по месту пребывания. За три рабочих дня – если сведения поданы в бумажном виде, и за восемь – если в электронном. Видимо, регистрационные органы не привыкли работать с компьютером, если им требуется столько времени.

«Я не встретила нигде упоминания сроков, в которые можно проживать без регистрации, - отметила риэлтор Ирина Черных. – Допустим, это будет трое суток, как когда-то в Москве. Но сейчас, когда увидела эту строчку про восемь рабочих дней, ничего не поняла. Ведь многие приезжают-то как раз на неделю. Каждый петербуржец хоть раз в жизни приглашал на белые ночи друзей из разных городов. И в голову никому не приходило их регистрировать.

Среди моих клиентов – арендаторов квартир – примерно 30% хотели бы зарегистрироваться по месту пребывания, прочим же все равно. Понятно, что владельцев квартир приходится уговаривать, чтобы они зарегистрировали жильца. Квартплата становится больше рублей на 500-1000, но обычно хозяева квартир берут за такой бонус по 3-5 тысяч в месяц.

Люди боятся регистрировать у себя приезжих. Особенно бабушки, которые считают, что, если они один раз засветят перед жильцом свои паспортные данные, то потом жилец сам, без их ведома, будет прописывать кого угодно».

Известно также, что временная регистрация имеет жесткие рамки – не более 90 дней. Значит, если кто-то снимает квартиру на время обучения, то за четыре года ему придется регистрироваться 16 раз. А если он пойдет в магистратуру, еще больше.

В законе сделано послабление для жителей Москвы, Подмосковья, Петербурга и Ленобласти. Можно спокойно проживать в городе, имея областную прописку, и наоборот. Но если у вас, например, дача в Новгородской области, и вы живете там несколько месяцев подряд, придется как-то регистрироваться в тамошнем сельсовете.

Студенты – те, что приехали из других городов, но не получили места в общежитии, первыми попадут под удар.

В новом законе, в частности, прописано, что без регистрации могут проживать ближайшие родственники нанимателя - супруга, дети, супруги детей, родители, супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Братья, даже родные, тети и дяди – все оказываются дальними родственниками, и жить у них без регистрации невозможно.

Павел Галитовский, руководитель проекта «Наблюдаем за ЖКХ», назвал новый закон одновременно и кормушкой, и тяжким бременем для участковых инспекторов, которым придется теперь следить за имеющимися на территории «резиновыми» квартирами. «Хотя и жилищники это успешно делали. 354-е постановление, согласно которому плата за коммунальные услуги взимается в соответствии с количеством жильцов, – это лучший способ навести порядок в данной сфере. Конечно, это не дело, когда под одной крышей прописано сто человек. Думаю, у нас можно ввести, как раньше, жесткие нормы: одновременно может быть зарегистрировано столько людей, чтобы на каждого приходилось, скажем, шесть квадратных метров площади».

Получается, что у нас придумывают новые законы, поскольку не могут заставить эффективно работать по старым. Допустим, хозяин прописал у себя 500 человек, а коммунальные счета не оплачивает. В другой стране судебные приставы без помех отписали бы имущество – ту пресловутую квартиру, где ютятся лишние души. Продали бы ее, погасили коммунальный долг, а остатки вернули хозяину. Сейчас у нас можно отнимать даже ту квартиру, которая де-юре является единственным жильем.

Для тех, кто селит у себя нелегалов, существует статья 322 УК РФ – организация незаконной миграции. Недавно некоего москвича осудили по ней на два года условно. Преступление заключалось не в том, что парень «поселил» в свою квартиру четырех человек, зная, что жить они там не будут, а в том, что они были «нелегалами», хоть и пытались получить легальный статус. Окажись на месте узбеков, скажем, ингуши или другие граждане России – и преступления не было бы. Но теперь липовая регистрация любого гражданина, даже россиянина, обойдется владельцу квартиры в три года тюрьмы. Хотя, скорее всего, срок будет условным. А можно будет отделаться штрафом от 100 до 200 тысяч.

Прокурору на суде потребуется доказать, что владелец квартиры, регистрируя очередную приблудную душу, твердо знал, что новый жилец не намерен там жить. Как он будет выяснять чужие мысли и догадки - его проблема.

Для самих жильцов проживание без паспорта или по недействительному паспорту будет караться штрафом от 3 до 5 тысяч (в других регионах – дешевле, но Москва и Петербург на особом положении).

share
print