Истории

«Вы единственная, кто пойдет в кафе, где будут работать мигранты»

В Петербурге обсуждают очередную «антимигрантскую» инициативу: использовать для сертификации товаров и услуг знак «Без использования труда мигрантов». Заявку на регистрацию товарного знака недавно подала в «Роспатент» компания «Интеллектуально-конструкторское бюро», созданная петербургским отделением партии «Родина». Автор идеи, председатель региональной «Родины» и президент «ИКБ» Андрей Петров, рассказал, что не все те мигранты, кто кажутся таковыми.

Фото: http://vk.com/rodina_spb

— Что привело вас к решению создать товарный знак «Без использования труда мигрантов»?

— Во-первых, Владимир Владимирович подчеркнул, что в стране сформировался запрос на ответственность бизнеса перед отечественной экономикой. А во-вторых, мы готовили к 15 марта 2014 года Русский национальный форум. В связи с этим возникла идея реанимации старого советского знака качества. Но на сегодняшний день, как показал анализ, очень сложно давать знак качества, который отражает ответственность бизнеса перед российской экономикой, так как здесь часто используется сила иностранных рабочих. И возникла идея, каким образом сделать знак качества: это качество ведения бизнеса как процесса. Наш знак определяет, что владельцы или менеджмент данного бизнеса понимают всю ответственность перед кадровым потенциалом страны.

— В одном из интервью вы говорите, что знак будет стимулировать предпринимателей нанимать граждан России и поставит «естественный заслон» для мигрантов. Объясните, каким образом товарный знак в принципе может кого-то стимулировать, а тем более ставить заслон?

— Представьте ситуацию: вы идете по улице — и перед вами два кафе. На одном нет этого знака, и вы понимаете, что там мигранты, со сфальсифицированными медицинскими книжками, вам подают хлеб на стол. А в другом кафе это невозможно, потому что его проверили, и это кафе добровольно, самостоятельно привело в порядок свои кадровые дела и получило этот знак. Вы в какое кафе пойдете?

— Мигранты — это кто?

— В основном, речь идет о людях со средним и средним специальным образованием. Это наиболее необходимая кадровая прослойка в стране — по этой сфере у нас тотальный провал — она замещается мигрантами с низкопробной подготовкой. У нас вымывают из экономики страны подготовительную часть, то есть образование. Едут те, кто не учился в наших школах, в вузах, профтехучилищах. А наши подготовленные кадры остаются не у дел. И самое страшное: налоги, деньги, финансовые потоки этих людей направлены за рубеж, а не на поднятие экономики страны.

— В уже упомянутом интервью вы также выражаете надежду, что «братские народы» России, Белоруссии, Казахстана и Украины «рано или поздно объединятся». Я правильно понимаю, что иммигранты из Украины, Белоруссии, Казахстана не считаются за мигрантов?

— У нас Таможенный союз (отметим, что Украина в него не входит — «МР»), они будут свободно перемещаться в ближайшее время. Весь смысл интеграции заключается в том, что и финансовые, и трудовые резервы должны свободно перемещаться между странами, входящими в Таможенный союз.

— То есть, если расставлять все точки над i, мигранты — это, прежде всего, Таджикистан, Узбекистан…

— Я не хотел бы называть сейчас страны, чтобы не показать предвзятое отношение к кому бы то ни было. Да, вы правы, как мигрантов мы определяем тех людей, которые приходят из регионов, где уровень подготовки кадров не сопоставим с требованиями нашей экономики.

— Почему это принципиально важно: чтобы некий товар или услуга производился без труда мигрантов?

— Этот знак не сигнализирует о том, что данный товар необходимо производить без труда мигрантов. Например, сейчас часто задают вопрос: а на каких предприятиях вообще не используют труд мигрантов? Я могу ответить: оборонно-промышленный комплекс, там практически исключена возможность использования труда мигрантов. А это 5% населения страны, у которых есть семьи. Инженерные, конструкторские бюро, которые проектируют, чертят — в них нет мигрантов. Потому что никто не допустит низкоквалифицированного рабочего строить важные объекты.

Какая-то радиостанция спрашивала у меня: а не без разницы, кто испек хлеб? А я могу сказать: мне не без разницы. И уверен, что вам не без разницы, кто приложил руку к вашему караваю, который лежит у вас на столе и кормит ваших детей. Наш знак нужен для того, чтобы показать стремление бизнеса к ответственности за свою экономику. Мы не пытаемся диктовать условия по товаропроизводству, мы пытаемся просто показать нашим гражданам тех бизнесменов, которые берут на себя добровольно эту ответственность.

Фото: http://rusfuture.com/

— На какие производства прежде всего ориентирован товарный знак?

— Всё, что связано с потреблением граждан. Это пищевая промышленность, легкая. Если вашему ребенку какой-то мигрант собрал непонятно из чего игрушку и эта игрушка может быть физически опасна… Минеральная вода, алкоголь, хлеб, мясо, закуски, одежда.

— Что вообще плохого в использовании труда мигрантов?

— Принципиальный негативный фактор заключается в следующем: когда производитель использует труд мигрантов, он замещает то рабочее место, на котором должен работать отечественный кадровый состав. Второй момент: замещая наших граждан, мигрант позволяет потоку денег, сформированному на заработную плату, уходить из страны. И третье, самое главное: принимая мигранта, коммерсант, производственник, промышленник — кто бы то ни было — резко снижает стоимость рабочей силы. Соответственно, влияет демпингом на формирование стоимости этой силы на рынке. И наш отечественный сотрудник не в состоянии конкурировать по такой стоимости труда. А значит, он будет вынужден покинуть эту отрасль отечественной экономики.

— Вам на это возразят: а потребителю-то какое дело? Он купит где подешевле и покачественней.

— А каким образом он поймет, что это качественней? Вот в какое кафе вы пойдете?

— Я пойду в то, где полезно, вкусно и не очень дорого.

— То есть если будет четкое понимание, что в одном работают мигранты, а в другом нет — для вас это не имеет значения?

— Для меня имеет значение сам товар, который я потребляю.

— А для меня и для тысяч предприятий, которые выстроятся в очередь на получение этого знака, является важным формирование намерения о социальной ответственности за экономику страны. У нас с вами разные калибры взглядов. Вы смотрите в товар — в хлеб, в ботинки — и вы единственная, кто пойдет в кафе, где будут работать мигранты. У меня в группе «ВКонтакте» идет голосование: 94% выбирают этот знак.

— Вас либералы заклеймят за ксенофобию.

— Уже!

— Возразите?

— Что такое ксенофобия, что такое расовая дискриминация, что такое дискриминация по конфессиональному принципу? Это превозношение одной конфессии, расы либо группы лиц перед другой. Знак, призванный сформировать ответственное отношение к своей экономике и обозначить предпринимателей как людей с патриотическими взглядами, не может быть ксенофобным.

— Как именно будет работать комиссия, проверяющая предприятия на соответствие товарному знаку?

— Постоянно действующая комиссия сформирована и будет расширяться каждый раз — в зависимости от той отрасли, где работает компания-претендент на знак. Если это пищевая промышленность, то мы привлекаем специалистов, экспертов пищевой промышленности, которые знают все цепочки этого процесса. Будем обращаться к миграционной службе и трудовой инспекции, чтобы те дали конкретную справку. Закрытое предприятие к нам и не придет. Значит, сам владелец бизнеса открывает нам все кадровые вопросы, связанные с его делом и формированием того товара или услуги, которые он выпускает на рынок. Мы коллегиальным решением экспертов выносим номинанта на право использовать этот знак.

— Ну то есть ходить по производству и проверять у всех паспорта никто не будет?

— Нет. Мы не миграционная служба. Мы не имеем право это делать. Вот миграционная служба, если она окажет такую честь (а мне кажется, что это их обязанность) — сделает свое заключение.

У нас уже было обсуждение: ресторан с итальянским шеф-поваром — соответствует или нет товарному знаку? Мы же говорим о преимущественном использовании труда мигрантов, а не о том, что один итальянский повар руководит десятью отечественными поварами, в ресторане с русскими официантами.

— А если выходец из другой страны давным-давно здесь обосновался?

— Тогда это не мигрант.

— Например, узбек, проживший здесь 30 лет, не мигрант?

— Да. Если мигрант прошел все социальные процедуры, натурализовался и официально здесь проживает, получил гражданство РФ, то он выпадает из сектора нашего обсуждения. Он является таким же гражданином, как мы с вами.

— Вы уверены, что «Роспатент» даст добро на товарный знак «Без использования труда мигрантов»?

— Я не могу принимать решение за «Роспатент». Но ничего незаконного мы не регистрируем. Я не вижу оснований отказать.

Мнения

Алиджан Хайдаров, глава узбекской диаспоры в Петербурге: «Партия «Родина», говорите? Им надо бросить свои силы, мысли, дела на другое. А они начали националистические вопросы раскручивать. Что это за деление: Кавказ, Средняя Азия — мигранты, а белорусы и украинцы — ближние люди? Это очень опасно. Пусть бы лучше занялись подъемом сельского хозяйства, наведением порядка в отдаленных селах. Вот туда им надо бросить силы.

Мне очень нравилась цитата из Ленина: враг социализма — это национализм. Враг демократии — это тоже национализм. Если партия будет раскручивать националистические вопросы, она погибнет.

Товарный знак — это как во время войны немцы евреям вешали звездочки. Нам тоже скоро будут вешать звездочки, что мы иммигранты, другая раса. Этот товарный знак ничего не даст. Цыпленка табака или консервы люди будут кушать и не обращать внимание на эти знаки. Главное, чтобы продукция была качественной, вкусной. Думаю, 90% продукции будет без знака, потому что 90% продукции выпускают иммигранты — Средняя Азия, Кавказ. А россиянам останется 10% со знаком. Тогда им кушать нечего будет".

Дмитрий Дубровский, преподаватель, правозащитник: «Это примерно так же «этично», как когда в Третьем рейхе писали «judenfrei» — «место, свободное от евреев». Только в качестве евреев выступают мигранты.

Вряд ли эта инициатива к чему-то приведет. Я очень сомневаюсь, что кроме кучки сильно идеологически озабоченных товарищей кому-нибудь придет в голову как-то реагировать на такие вещи. Я напомню, что в Петербурге уже была подобная инициатива: клеить на некоторых магазинах «здесь торгуют фашистскими товарами» — тогда было очередное обострение отношений со странами Балтии, речь шла о латышских шпротах. Я сомневаюсь, что это на кого-то реально подействовало. По крайней мере, я не слышал о массовых убытках.

Но это создает дополнительную атмосферу унижения, страха и прямого оскорбления для людей, которые приезжают работать. А уж тем более, если речь идет напрямую об этнической дискриминации. Потому что, оказывается, не все мигранты с точки зрения господина Петрова — мигранты, а только те, кто приехал, например, из стран Азии. Тогда это к мигрантам прямого отношения не имеет".

share
print