Истории

Сколько статуй Церетели можно вытерпеть в обмен на одного слона

Бессменный президент Российской академии художеств, народный художник СССР, обладатель массы других званий и наград Зураб Константинович Церетели хочет сделать в Петербурге Аллею славы императорского дома Романовых. У него уже есть для этой аллеи 14 памятников – они разной высоты: есть трехметровые Романовы, есть - шестиметровые.

Может, в этом заложен большой смысл: если царь принес большую пользу России - как, скажем, Петр Первый или Иван Грозный, - то нужен памятник побольше, а если царствовал тихо-мирно – поменьше. А может, и нету никакого смысла - может, бронзы у Церетели на кого-то не хватило. Хотя это вряд ли – обычно бронзы Церетели на свои работы не жалеет.

Всех этих Романовых Церетели предлагает поставить в Парке 300-летия Петербурга. Давно нравится ему этот парк в Приморском районе: говорит, там прекрасные дорожки, и цари будут там замечательно смотреться.

Почему-то Церетели свое предложение о 14 статуях передал министру культуры Мединскому, а не губернатору Полтавченко, что было бы логичнее: все-таки решать, ставить скульптуры или не ставить, будут городские власти. Вероятно, рассчитывает, что если Мединский скажет: «Какая у Церетели прекрасная идея!», то городским властям будет уже не отвертеться.

Есть масса аргументов за то, чтобы скульптуры Церетели поставить. И как минимум один – что их ставить не надо.

Не надо – потому, что это не искусство. Нет в монументах Церетели ни красоты, ни мысли. Просто огромные бронзовые тети и дяди с относительным портретным сходством. К тому же их еще охранять придется – такое количество бронзы больших денег стоит, упрут на переплавку, скандал будет.

А аргументы «за» такие.

Во-первых, говорят, Церетели – хороший человек, хлебосольный, душевный, пакостей никому не делает, в тюрьму из-за него никто не сел. Но у этого хорошего человека есть маленькая слабость – любит ваять. Сколько у него скульптур, даже на его сайте не написано. Вот про живопись – а он еще и рисует, и лучше, чем ваяет – сказано, что 5000 полотен. А скульптуры не сумели сосчитать. Может быть, потому что Церетели один и тот же памятник любит в разные места пристраивать. Своего Колумба кому только не предлагал – и Европе, и Америке. А параллельно из него же Петра для Москвы сделал. В любом случае, почему бы такому милому человеку не сделать приятное?

Во-вторых, в Петербурге памятников Церетели мало – всего три: Петру I перед гостиницей «Прибалтийская», Ивану Шувалову во дворе Академии художеств и обелиск Славы у Троицкого собора. Для такого уважаемого и плодовитого художника, каким является Зураб Константинович, это капля в море.

Нет в монументах Церетели ни красоты, ни мысли. Просто огромные бронзовые тети и дяди с относительным портретным сходством. К тому же их еще охранять придется – такое количество бронзы больших денег стоит, упрут на переплавку, скандал будет.

В-третьих, разных скульптур и памятников в Петербурге – море. Счет идет на тысячи, и все время новые открывают. При Валентине Матвиенко очень много открывали: в 2003 году - а этот год был самым урожайным на скульптуры - ставили по 10-15 в месяц, а в мае 2003-го открыли аж 42 объекта. Сейчас памятников ставят поменьше, но все равно штук 30 в год набирается. То есть еще 14 статуй для Петербурга  - в общей массе не критично.

Кроме того, у нас любят памятники ставить, никого не спросясь. Захотел владелец ресторана украсить вход в свой общепит искусством - поставил корову или льва. Даже известный скульптор Горевой пытается ставить свои работы без всяких разрешений: скажем, изваял Клодта и поставил без спроса. В итоге этого Клодта досками заколотили. Или пытается тот же Горевой провести свои скульптуры не как памятники, а как объекты благоустройства – тогда их не надо с Градсоветом согласовывать (впрочем, обо всех этих историях лучше у Михаила Золотоносова почитать, он за современной скульптурой следит, статьи пишет, книжки выпускает).

Так вот, по сравнению со всеми этими любителями ваяния, Церетели – молодец, не пытается втихую своих царей в Петербурге пристроить, прямо говорит: предлагаю поставить 14 статуй. Это по-честному.

В-пятых, народ у нас как раз и любит именно такие нехудожественные скульптуры, как у Церетели. Чтобы было все как в жизни. Чтобы если Остап Бендер, то вылитый Арчил Гомиашвили. А если это шемякинский Петр, который в Петропавловской крепости стоит, все вокруг него ходят и недоумевают: почему же такая у Петра маленькая голова? Где Шемякин такую голову видел? Не может же такой маленькой головы быть!

А больше всего народ у нас любит «Мини-город», который «Газпром» поставил в Александровском парке – там маленький Зимний дворец, маленький Исаакиевский собор и т.д. Все как на самом деле, только меньше. Вот оно, настоящее искусство! - думает народ. В этом смысле Церетели – абсолютно народный художник.

В-шестых, Церетели уже давно пытается в парке 300-летия Петербурга что-нибудь поставить. Десять лет назад предлагал установить там 74 бюста царей и князей. А сейчас предлагает всего 14. То есть налицо уменьшение численности скульптур на 60 штук. Это можно только приветствовать.

В общем, много аргументов «за». И фактически только один против – что некрасиво и бессмысленно.

Я бы предложил городским властям с Церетели поступить точно так же, как они поступают со строителями. Что Смольный говорит застройщикам: хочешь построить дом и нажиться на продаже квартир? Строй тогда за свои деньги школу, детский сад, вкладывайся в дорогу. Не хочешь вкладываться – так нам твой дом и не нужен. Не будет его - нам только лучше.

И с Церетели точно такой же вариант надо использовать. Условие поставить: хочешь, Зураб Константинович, поставить 14 статуй – сделай городу полезное. Вот, например, в городе 40 лет нет слона. Потому что в старом зоопарке слон не помещается, а новый не строят.

Так что пусть Церетели построит зоопарк со слоном и заодно  разместит там своих шестиметровых царей. Ради слона и царей можно перетерпеть. 

share
print