Фильм-сериал режиссера Валерия Тодоровского («Страна глухих», «Катафалк») под названием «Оттепель» с шумом прошел на «Первом канале». Это кино о поколении «шестидесятников». Фильм «Оттепель» интересен многим, и несмотря на шквал критических замечаний, его смотрят почти все. Сам режиссер нашумевшего сериала не любит говорить о реальных прототипах героев «Оттепели». Смотреть этот фильм можно также онлайн в интернете. Актерский состав фильма, отзывы и комментарии о нем, рассказ о прототипах героев - в нашем обзоре.
Если говорить о прототипах героев фильма «Оттепель» Тодоровского, то сам Валерий Петрович не любит говорить о них. Он, очевидно, снял свой сериал просто о том времени, когда у власти был Хрущев. Именно то время, после XX съезда КПСС, когда был развенчан культ личности Сталина, в советской (российской) истории неофициально именуется «оттепелью». Время надежд, чаяний, ослабления цензуры…
И все-таки в интервью, когда Тодоровскому прямо задают вопрос о том, что некоторые прототипы угадываются сами собой – например, что погибший сценарист Костя Паршин – это Геннадий Шпаликов - режиссер неохотно с этим соглашается. «Я не снимал сериал не про Рерберга (оператор «Зеркала» Тарковского, «12 стульев» Марка Захарова, «Плюмбума» Вадима Абдрашитова) и не про Лебешева (это постоянный оператор Никиты Михалкова) – и был бы идиотом, если бы делал его про реальных людей», - слова Тодоровского.
Кто прототипы героев фильма «Оттепель» Тодоровского? Герой актера Александра Яценко Егор Мячин отчасти Эльдар Рязанов, и с этим соглашается Тодоровский. Он подчеркнул, что в режиссере Мячине от Рязанова – страстное желание сделать комедию про реальную жизнь. Валерий Петрович говорит, что все остальные персонажи сериала - также собирательные образы: оператор Виктор Хрусталев – это собирательный образ всех операторов. Герой Владимира Гостюхина (начальник киностудии) – собирательный образ киношного начальства 50-х годов. Режиссер «Оттепели» говорит, что вместе с двумя сценаристами этого сериала занимался созданием мифа о 60-х годах. То есть он открещивается от любых реальных параллелей, делая этот фильм просто вариацией на тему…
Содержание фильма «Оттепель» Тодоровского состоит в воспроизведении жизни и съемке кино (а в широком смысле – творческом процессе) в эпоху «оттепели» 60-х. Сюжет фильма незамысловат, да он, наверное, и не самое главное в фильме. Виктор Хрусталев — молодой, талантливый оператор. Однажды он выпивал со своим другом-сценаристом Костиком Паршиным в общаге ВГИКА. Во время совместного застолья произошел несчастный случай: Паршин выпал из окна и погиб. После его смерти Виктор обнаруживает сценарий, который не был в свое время утвержден, и понимает, что это «лотерейный билет». Он мечтает снять по этому сценарию фильм. На похоронах он встречается с режиссером Егором Мячиным. И вскоре им подвернулась возможность вместе поучаствовать на съемках картины под названием «Девушка и бригадир».
На наш взгляд, с помощью незамысловатого сюжета Валерий Тодоровский больше хотел передать именно ту эпоху, когда «все были молодыми и талантливыми». Ну и навести некий лоск, немного «идеализировать» то время. Как в фильме «Я шагаю по Москве» Данелии. Поэтому в «Оттепели» постоянно звучат стихи и музыка той эпохи – в 60-х поэты собирали стадионы.
Актерский состав фильма «Оттепель» Валерия Тодоровского: Михаил Ефремов, Александр Яценко, Владимир Меньшов, Павел Деревянко, Константин Чепурин, Анна Науменко, Евгений Цыганов, Нина Дворжецкая, Владимир Гостюхин, Анна Чиповская.
Смотреть «Оттепель» онлайн можно отдельно по сериям на сайте «Первого канала». Владимира Жириновского возмутило, что герои «Оттепели» непрерывно курят, хотя сигарета отнюдь не являлась атрибутом того времени. «Однако в глаза бросается не столько исторический антураж, сколько довольно сомнительная авторская задумка — герои фильма практически непрерывно курят. В какой-то момент сигареты в фильме уже воспринимаются как неотъемлемый атрибут того периода», — полагает Жириновский.
Свой отзыв фильму «Оттепель» Валерия Тодоровского дал и прославленный режиссер Марлен Хуциев, широко известный представитель «шестидесятников», творивший как раз в то время: «То, что я вижу, не имеет никакого отношения к тому явлению, которое назвали «оттепель». Это просто история о том, как снимается кино. Но кино можно снимать в любое время. Признаков эпохи оттепели я у Валеры не нашел. В нашей оттепели были проблемы - моральные, социальные, общественные... А какие проблемы в картине решают авторы, я так и не понял». Хуциев также рассказал журналистам, что не принимает «кино про кино»: «Есть великая картина Феллини «Восемь с половиной», которая раз и навсегда закрыла эту тему». Также он считает, что Тодоровский неверно отразил его поколение – оно было более содержательным, чем кажется в фильме «Оттепель». В заключении режиссер «Весны на Заречной улице» подвел черту: этот фильм – «ниже таланта» Валерия Тодоровского.