Истории

Торговцы в вагонах метро Петербурга forever

Петербуржцы годами жалуются — в МВД, губернатору, в блогах и просто друг другу — на торговцев овощерезками, обложками для паспорта и прочим, и прочим, которые ходят по вагонам метро. Результата нет: продавцы в вагонах метро forever, так как полиция предпочитает останавливать кого угодно — мигрантов, призывников, курильщиков — но только не их.

Письмо в редакцию

«Недавно начальник метрополитена заявлял, что он и его подчиненные борются с попрошайками и торговцами мобильными группами с представителями полиции. Можете ли вы спросить читателей: видел ли эти группы хоть раз кто-то? Я езжу в метро днём и поздно вечером, когда народу не много, но полно попрошаек и торговцев. Ещё ни разу не было такого, чтобы за день хоть одного не увидел. Только что снял в метро торговца овощерезками, режущего овощи прямо в метро.

Фото: Алексей

Вижу его уже не первый год. Другой оригинал торгует всепогодными «суперспичками» — поджигает их для демонстрации прямо в вагоне. Мобильных групп, которые бы совершали покупку и тут же бы брали торговцев с поличным, не видел ни разу.

Зато постоянно вижу, как сотрудники метрополитена — здоровые амбалы — штрафуют незадачливых прохожих, переходящих Невский через подземный переход у Михайловской улицы (считающийся частью вестибюля метро) с сигаретой или бутылкой. Они и не подозревают, что переходят через вестибюль метро. Тут заинтересованность сотрудников в штрафах, видимо, достаточно высока, чтобы этим заниматься.

Сдаётся, что просто так «бесплатно» работать попрошайкам и торговцам тоже никто не даёт.

Алексей".

Почему полиция не штрафует торговцев?

Действительно: представители Управления полиции на метрополитене останавливают потенциальных мигрантов, молодых людей призывного возраста, курильщиков — кого угодно, кроме торговцев овощерезками/пластырями/чудо-сумками за 50 рублей/картами города и прочим барахлом.

Можно сколько угодно предполагать всякое (недоверчивым гражданам сразу придет на ум коррупционная составляющая), но на деле у полиции просто-напросто нет: а) мотивации; б) полномочий.

Согласно обновленной в этом году статье 44 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», за «продажу товаров в неустановленных местах» граждан (а торговцы в подземке, конечно, никакое не должностное или юрлицо) могут оштрафовать на 1−5 тысяч рублей. Вероятно, такие суммы правоохранителям кажутся недостаточно мотивирующими.

Это субъективная догадка, а вот факт: у полицейских просто нет такой обязанности — работать в вагонах метрополитена. Их дело — охранять порядок на станциях, откуда торговцы более-менее изгнаны. Это еще пару лет назад выяснил активист Андрей Кузнецов — после того, как написал официальное обращение правоохранителям, депутатам и руководству метрополитена: просил решить проблему нелегальной торговли и попрошайничества в метро.

По вагонам обычно ходит служба контроля на метрополитене (СКМ). Но вот незадача: у нее нет законных полномочий выписывать штрафы.

Единственное, что делается в метрополитене в рамках борьбы с торговцами — звуковые объявления на эскалаторах, призывающие «не покупать сомнительные товары с рук».

Правосудие — в руках граждан

Получается тупик: полиция не наказывает торговцев, потому что не обязана; СКМ — потому что не может. Надзирающий за Управлением полиции на метрополитене орган — прокуратура — безмолвствует, потому что формально никакого нарушения нет.

Все всё знают. Годами люди жалуются на торгашей и попрошаек. Годами проблема не решается.

Руководитель движения «Честный Петербург» Никита Сорокин, который в этом году в качестве гражданского активиста пытался решить проблему нелегальной торговли рядом со станциями метро, говорит, что в данном случае что-то сделать могут только сами люди. «Гражданин делает контрольную закупку и спрашивает у продавца: от какой организации он торгует, есть ли разрешение. Важно зафиксировать факт продажи на фотоаппарат или видеокамеру. Потом следует написать обращение в прокуратуру: имеет ли право данный человек торговать в метро? Обращение, скорее всего, спустят в Управление МВД на транспорте, оно должно провести проверку. Но я еще ни разу не видел, чтобы хоть у кого-то спрашивали разрешение на торговлю», — говорит Никита.

Впрочем, сам активист не считает торговлю в метро сколь-нибудь серьезной проблемой. По его наблюдениям, сейчас она происходит всего на паре веток подземки — в основном, «синей» и «красной». «Тут ответственность больше на самих гражданах: мы ведь покупаем эти товары, — рассуждает Никита. — Не могу сказать: „Давайте притеснять!“ Они все-таки не столь сильно подрывают экономику города, как та же нелегальная торговля у станций метро».

Примерно то же самое мне сказал один машинист подземки: «Думаю, если люди прекратят пользоваться услугами торговцев, то они сами свернут деятельность».

Вы за или против торговцев овощерезками?

Беглый опрос среди знакомых показал, что только половину торговцы раздражают, остальных — нет. Один приятель так и сказал — мне их, мол, жаль: «В такие торговцы вряд ли от хорошей жизни идут». Другая знакомая заявила, что ее больше раздражают попрошайки.

Еще один опрошенный разразился гневным монологом: «Уже нигде покоя нет. Идешь в метро — листовки суют, в вагоне — гирлянды предлагают, в электричке — колготки, в переходе бабки и беременные деньги просят. На выходе из метро телефоны впаривают. Торговых центров — по десять штук на метр, но, безусловно, пластырь и ручки, кроме как в вагоне, купить негде!»

Опрос на интернет-форуме LittleOne, в котором участвовало более 300 человек, репрезентативнее: 30,7% - «иногда раздражают, иногда нет, но жаловаться не стал бы» «раздражают, но никому жаловаться не стал бы» — 27,7%; «не раздражают» — 24,7%. Те, кого торговцы раздражают, мотивируют это тем, что: 1. в час пик те с большими сумками расталкивают пассажиров; 2. торговцы овощерезками, демонстрируя чудо-агрегат, оставляют после себя мусор — картофельные, морковные очистки; 3. слишком громко рекламируют товар — мешают читать, спать или разговаривать; 4. торговцы фонариками неприятно слепят в лицо.

В блогах и соцсетях можно почитать и положительные отзывы о торговцах — эти ребята, мол, развлекают пассажиров артистизмом: «Еду я сегодня в метро. На „Восстания“ заходит обычный продавец „всякой х**ни“ с большой сумкой. Он достает ооогромную морковь, включает громкоговоритель (настоящий!) и начинает вещать голосом Высоцкого: „Смотрите, какая морковь! Знаете ли вы, что сила России в морковке? А для этого её надо уметь правильно приготовить!“ Ну и дальше про овощерезку. Люди в вагоне улыбаются, всем весело».

Получается, соотношение примерно «фифти-фифти»: кого-то торговцы не раздражают и даже радуют — кого-то, как нашего читателя Алексея, возмущает то, что продавцов овощерезок не трогает полиция.

Свою лепту в решение проблемы могли бы внести законодатели, строго обязав полицию заходить в вагоны и штрафовать нарушителей; а прокуратуру — наказывать полицию за бездействие. Но парламентариям интереснее писать и принимать спам-законы про школьников в секс-шопах.

Мнение

Антон «djtonik», автор сайта «Размышления о питерском метро»: «Правилами пользования метрополитеном, утверждаемыми ЗакСом, предусмотрено лишь, что нельзя заниматься коммерческой деятельностью. «Нарушитель удаляется с территории метрополитена» — это, собственно, и происходит, когда торговца задерживают. Просто если у того «карточка» на проезд, то никто не мешает ему тут же пройти через турникеты и спуститься обратно в метро. Аналогично с колясочниками, попрошайками и так далее.

Нет возможности поставить сотрудника в каждый вагон, в каждый вестибюль и переходной коридор. Пассажирам я порекомендую следующее: на станциях работают сотрудники Службы контроля метрополитена (СКМ), следящие за порядком, а также сотрудники полиции. Подходите к ним и говорите, что, например, в переходе между «Сенной» и «Садовой» продают дипломы с рук. Если те не реагируют, очень действенно позвонить в ситуационный центр метрополитена (колонны «ИнфоSOS» и горячая линия +7(812)301−97−00) и сказать, что сотрудник метрополитена (очень поможет, если вы запомнили его имя) не хочет заниматься своей работой. Как показывает практика, сотруднику тут же «дают по шапке» и проблема решается. Работа в метрополитене построена таким образом, что премии летят «за милую душу».

Времена, когда сотрудники метро «продавали» торговые места за 500 рублей в день, почти прошли. Сейчас требуется изменение законодательства, большие штрафы. Ну, а главное — это пассажиры, голосующие рублём. Ведь торговцы и нищие процветают только до тех пор, пока мы, пассажиры, их спонсируем".

share
print