Истории

Чиновник Смольного придумал площадь Костюшко, которого назвал «врагом России»

Мораторий на возвращение улицам Петербурга их исторических названий, введенный Георгием Полтавченко, нужно срочно отменять, а профильному вице-губернатору Василию Кичеджи почитать товарища Жданова. Такие советы прозвучали 19 ноября на Топонимической конференции. Самый неожиданный совет поступил от главы КГИОПа Александра Макарова: он предложил переименовать площадь «русофоба и врага России» Костюшко, которой в реальности не существует.

В январе 2014 года будет отмечаться 70 лет со дня первого в Советском Союзе массового возвращения исторических названий. Именно тогда, в военном 1944 году, с подачи главного архитектора Ленинграда Николая Баранова проспект 25 Октября вновь стал Невским, улица 3 Июля — Садовой, Советский проспект — Суворовским, а проспекты Пролетарской Победы, Мусорского и Железнякова — Большим, Средним и Малым проспектами Васильевского острова.

По словам Даниила Петрова, вице-президента фонда «Возвращение», тогда решение было принято на самом высоком уровне: свою резолюцию вынес лично Иосиф Сталин. Андрей Жданов, правая рука Сталина, смело объяснял, почему возможно переименование Советского проспекта: «Можно подумать, что другие улицы у нас антисоветские или несоветские». А Алексей Кузнецов, второй секретарь ленинградского обкома и горкома ВКП(б), убеждал вернуть площади Урицкого название Дворцовая, поскольку «дворец никуда не денешь».

Однако сейчас распространены иные настроения — что у идеологов возвращения названий есть желание стереть советскую историю и вернуть все на 1918 год. Но это не так, и вообще, «механически» к такому вопросу подходить недопустимо, заявил член топонимической комиссии Андрей Рыжков. В очередной раз развеял он и два мифа, которые мешают людям здраво задумываться о ценности исторических названий, — юридический и финансовый. Однако все профильные федеральные ведомства заявили, что ни паспортов, ни документов на квартиру менять не нужно, а деньги на таблички, во-первых, не такие большие, а во-вторых, эти таблички все равно довольно часто меняют.

Рыжков говорит, что названия улиц — это такая же историко-культурная ценность народа, как и архитектура, однако пока к такому пониманию пришли далеко не все. И в результате большое количество россиян уверено, что названия носят политическую функцию и служат исключительно для увековечения. Однако ошибочность такого мнения признали еще при советской власти, когда приходилось добавлять в названия уточнения «Капитана», «Маршала», «Пограничника» (потому что по фамилии их не узнавали), после чего возникала другая проблема — непроизносимость. Наименования должны в первую очередь быть удобным ориентиром, связанным с местными особенностями.

По актуальным данным Росреестра, озвученным сегодня, в России 10 136 улиц Ленина, 3 358 улиц Калинина, 777 улиц Ворошилова. Больше того, сохранилось 27 улиц Сталина, в том числе в Беслане недалеко от трагически известной школы. Все это, уверены топонимисты, не только пагубно сказывается на удобстве поиска домов, но и обедняет культуру, ведь многие «популярные» советские имена скрыли уникальные старинные топонимы.

Весной 2012 года губернатор Георгий Полтавченко объявил трехлетний мораторий на возвращение исторических названий. Как ни пытались журналисты выяснить смысл такого решения, сделать этого не получилось. А между тем сами представители команды Полтавченко, следом за своим православным предводителем, хотят очистить карту города от неправильных имен.

В ходе конференции взял слово председатель Комитета по охране памятников Александр Макаров, известный своими зачастую неаккуратными высказываниями в поддержу Русской православной церкви. «Откуда названия многих улиц? Откуда улица Марата? В честь какого восстания площадь? Улица Чайковского в честь композитора или революционера?» — стал закидывать зал вопросами чиновник.

«Безобразная ситуация — площадь Костюшко (в Петербурге есть улица Костюшко, а не площадь — «МР»). Это был русофоб, враг России. А мы тут площадь в честь него называем. Совершенно неприемлемая ситуация. Это не в отместку ли полякам? Разум в топонимике должен присутствовать. Эти вещи надо общественности брать под контроль. Мне это не нравится, и это должно быть изменено. И никакого моратория на это быть не должно», — отметил Александр Макаров.

Весьма неожиданно главный охранитель архитектурной старины решил защитить многолетние попытки топонимической комиссии вернуть десяти Советским улицам названия Рождественские: «Здесь не может быть разных мнений. Были Рождественские — должны быть Рождественскими. Там, на Суворовском, к тому же находится руинированная церковь (заметим, никакой руинированной церкви там нет, а археологи в ходе раскопок недавно выяснили, что и ее фундаментов тоже —  «МР»)».

Сам председатель топонимической комиссии Василий Кичеджи на конференцию не пришел. Хотя интернет помнит его слова о возвращении названий Советским улицам: «Я сам живу на 9-й Советской улице. Меня это устраивает абсолютно. Я имею к этому привычку, и, чтобы что-то менять, лично меня надо переубедить». Но собравшиеся, вспомнившие это мнение, сочли его устаревшим: дело в том, что Кичеджи уже переехал с 9-й Советской.



Список улиц, которым прежде всего необходимо вернуть исторические названия (подготовлен топонимической комиссией):

— 1–10-я Советские улицы — 1–10-я Рождественские улицы;
— площадь Восстания и улица Восстания — Знаменская площадь и Знаменская улица;
— улица Марата — Николаевская улица;
— набережная Робеспьера — Воскресенская набережная;
— улица Куйбышева и Мичуринская улица — Большая Дворянская улица и Малая Дворянская улица;
— улица Воскова и улица Кропоткина — Большая Белозерская улица и Малая Белозерская улица;
— улица Мира — Ружейная улица.
share
print