Истории

Петербуржцы изобретают способы, как не стоять в утренних пробках и приезжать на работу вовремя

Борьба с пробками – это не столько борьба с заторами, сколько с тем негативным влиянием, которое они на нас оказывают. «Утопающие» пытаются спасти себя сами и изобретают креативные способы попадать на работу, минуя транспортные заторы. Разойтись с ними если не в пространстве, то во времени. Призывы передвинуть рабочее время на час вперед-назад особенно актуальны поздней осенью, когда петербуржцы страдают от утренней темноты.

На днях исполнилось три года инициативе мэра Москвы Сергея Собянина по расчистке столицы от пробок. Самым неожиданным его предложением (в кои-то веки власть решила начать с себя!) стал пересмотр рабочих графиков чиновников. Вместо 9 утра федеральные чиновники стали начинать свой рабочий день в 10, а городские, наоборот, в 8. Кстати, Лужков выступал с аналогичной инициативой еще в 2006-м. В любом случае, пробок в утренние часы в Москве меньше не стало. Потому что бороться с ним  надо комплексно.

Если проанализировать петербургскую статистику сервиса «Яндекс.Пробки» за утренние часы, то выяснится, что заторы рассеиваются довольно быстро – как только начинается рабочий день. В вечерние часы обстановка сложнее, так как многие задерживаются на работе или едут не домой, а по другим делам.

13 ноября в 7 утра пробочный индикатор показывал 1 балл. В 7.30 - 3 балла. В 8.00 - 5 баллов, 8.30 - 8 баллов, 9.00 - 9 баллов, 9.30 - 7 баллов, 10.00 - 7 баллов, зато уже в 10.10 – 6, в 10.20 – 5, в 10.40 – 4 балла. Планка не опускается днем ниже четверки, к вечеру балл, естественно, увеличивается. В 17.35 пробки вновь достигла 7 баллов, потом - 8 и ненадолго - 9, к 19.25 снова опустились до семерки, и довольно быстро трафик поредел до четверки. Исключения наблюдались на четырех проблемных участках: Каменноостровском, Выборгской набережной, Вознесенском и Старо-Невском проспектах.

11 ноября ситуация была получше: динамика - такая же, но пробки были на один балл меньше.

Итак, можно выехать из дома в 9.00 и прибыть в контору, скажем, в 9.55. А можно – в 10.10 – и приехать в 10.30. Это очевидная экономия времени и главное – нервов, ведь многих стояние в пробке изматывает куда сильнее, чем любимая работа. Один минус все же есть: труднее будет найти место на парковке.

Насколько это успешный метод, зависит от конкретного работодателя, от адреса, от сферы и специфики деятельности компании, рассказала директор по Северо-Западу рекрутингового сайта HeadHunter (hh.ru) Юлия Сахарова.

«Количество компаний, в которых принят гибкий рабочий график, медленно, но неуклонно растет с каждым годом. Чаще это встречается в IT-сфере, где смотрят в первую очередь на результат. В связи с дефицитом кадров или в связи с текучестью сотрудников многие компании вводят новые формы присутствия на рабочем месте – гибкий график, сменная работа, удаленная работа, гибкие настройки присутственных часов по скользящему графику. Это связано не только с транспортными пробками или неудобной транспортной доступностью офиса, но и с возможностями сотрудников. Например, там, где  высокая доля молодых сотрудников в штате компании (сети общепита, мелкоформатный ритейл и даже банки), компании идут навстречу учащейся молодежи.  

Второй момент. При современном развитии телефонии и программного обеспечения, большинство задач, связанных с телефонными переговорами, можно вести удаленно. Сотрудник отдела продаж может быть на связи по офисному телефону, при этом находясь вне офиса, телефонный оператор может полноценно работать из дома, например, используя CRM через веб-интерфейс и виртуальную АТС.

Вовсе не обязательно, что офис, магазин, салон будет пустовать, пока сотрудники едут на работу чуть позже графика. Для этого вводят скользящие режимы: для кого-то с 8 утра, для кого-то - с 9 и так далее. Это удобно и компании, так как расширяется временной диапазон работы с возможными клиентами, и магазин может быть открыт для посетителей, например, с 8 до 22 часов.

Если компания не имеет подобных скользящих графиков, то, безусловно, сам сотрудник может инициировать процесс и предложить это руководителю и коллегам. Многим компаниям даже выгодно, если часть сотрудников будет приходить на работу рано и так же рано уходить, а часть – поздно. К примеру, HeadHunter имеет филиалы во всех федеральных округах (максимальная разница во времени равна 7 часам), а отдел технический поддержки располагается в Ярославле и начинает работу с 8 утра. Если у клиента во Владивостоке возникнет какая-то сложность, с которой не смог помочь наш владивостокский сотрудник, то техподдержка сможет к ней подключиться, когда день на Дальнем Востоке еще не закончился».

Участники ЖЖ-сообщества spb-auto поделились своим опытом по части усовершенствования рабочего расписания. «Я выезжаю из дома в 10:30, на работу на Пушкинскую я приезжаю около 11:30, т.е. опаздываю, в это время выехать из Приморского района очень трудно. Тогда я сдвинул себе на полчаса график работы и стал выезжать из дома около 11:00  -а приезжать где-то в 11:35. Я буду ездить так, считая, что помогаю любимому городу бороться с пробками».

«Я придумал для себя начинать рабочий день в 8 утра еще в середине 2000-х, - рассказал Алексей, менеджер компании по оптовой продаже консервов. – Именно потому, что работа состояла, в основном, из телефонных прозвонов в регионы, а на Урале и дальше в это время уже трудятся. Вообще мне это посоветовали москвичи, которые приезжают к семи. Ничто так не тонизирует по утрам, как езда по пустым улицам. В последнее время стало, конечно, тяжелее. Из-за отмены зимнего времени мои единомышленники отказались от идеи и еле приползают в контору к десяти (в декабре даже в 10 еще темно). И косо на меня смотрят, когда я в 4 дня ухожу. А уходить позже бессмысленно, потому что после пяти опять начинаются пробки».

«Мне тоже удалось уболтать работодателя сдвинуть график: вместо 9:00-18:00 - 7:30-16:30, - пишет еще одни участник автомобильного интернет-сообщества. - Причины две: пробки и отсутствие свободных парковочных мест после 7:30 на наб. Робеспьера. Теперь там вообще знак передвинули и сократили тем самым количество мест прилично, а больше парковаться на углу Шпалерной и Литейного негде». «Я себе тоже график на с 9.30 на 8 сдвинул, и езжу без пробок по утрам, занимаю самые козырные места на парковке, а главное - работаю первые пару часов в одиночестве, что очень позитивно сказывается на результатах». «Когда у нас не было всякой фигни типа юристов, охраны труда и прочих пакостей - работали все в своем режиме. Хоть с 3-4 часов дня. А теперь ругают за приезд к 11, а если возмущаешься и говоришь, что уезжаешь-то в 9-10 вечера, отвечают так: “Bce, чем ты занимаешься после 19.00 - твои проблемы, на работу надо приходить вовремя”. Но никогда не получается вовремя уйти».

Добавим, что в Петербурге два года назад вынашивали идею передвинуть зимой и осенью начало рабочего дня на час позже, а летом – возвращаться к прежнему режиму, так как болезненно сказывалась отмена зимнего времени. Поговорили и забыли. В любом случае, все зависит от работодателя и проходного режима в офисе.

P.S. Как выяснила компания HeadHunter, самым продуктивным временем для работы большинство служащих считают 9-12 утра. 64% опрошенных заявили, что текущий временной график их не устраивает. 28% предпочли бы вообще свободное посещение. 20% хотят работать с 8 до 17, 18% – с 9 до 18. В опросе участвовало 6000 человек.

Кроме того, НН выяснил, что самый, казалось бы, распространенный рабочий график – с десяти до семи – устраивает довольно мало людей: только 34 процента. Правда, среди тех, кому приходится работать с полудня до девяти или с 13 часов до 22 – довольных еще меньше. И фрилансеры от своего графика не в восторге. Их гораздо больше устроил бы режим постоянного сотрудника на должности – но со свободным посещением.

Если и менять рабочий график, то – на режим 9-18. Из всех режимов он занимает по предпочтениям второе место. На первом – свободное посещение.

share
print