Истории

Жизнь в России как один сплошной Хеллоуин

Почему Хеллоуин в России так и не стал популярным праздником? Как, скажем, День святого Валентина? Выскажу смелое предположение: дело в том, что россиянам не нужно практиковать Ночь всех святых раз в году, их жизнь круглый год представляет собой один сплошной Хеллоуин.

Ведь что такое Хеллоуин? Карнавал, обнаружение чего-то таинственного за привычной картинкой повседневности. Смещение границы потустороннего и посюстороннего.

Давайте присмотримся. Если ли в России хоть что-либо настоящее, что-либо без двойного дна? Политическую систему не стоит даже брать — какими только эпитетами ее не награждали: и бархатная диктатура, и управляемая демократия, и «паханат». Возьмем сразу экономику и социальную сферу. Вот именно они напрямую затрагивают вещи, из которых состоит наша обыденная жизнь — поездки на работу и с работы, жилье, хождение по магазинам и отдых на выходных.

Россия — крупнейшее государство, крупнейший экспортер нефти, газа, леса, металлов. Российские корпорации поражают своей мощью. У них есть собственные армии, как, например, у Лукойла, их обороты исчисляются сотнями миллиардов долларов. И в то же время Россия остается одной из самых экономически нестабильных стан в мире, унизительное прозвище «страна возможностей», похоже, закрепилось за ней надолго. Производительность труда в России в пять раз ниже, чем даже в Бразилии и в два раза ниже, чем в Польше — одной из самых бедных стран Евросоюза. Вы думаете, что российский бизнес развивает инфраструктуру? Улучшает инвестиционный климат? Несет перед обществом «социальную ответственность»? То есть делает все то, о чем говорят чиновники аж с начала 90-х? Нет, ничего подобного: цель крупного бизнеса в России — как можно быстрее набить карманы длинным долларом, причем наиболее простым и доступным способом. Например, торгуя углеводородами. Или чем угодно, лишь бы был барыш. Отсюда — отношение к производственному процессу и торговой сделке, отсюда — российская культура труда, точнее, ее полное отсутствие. Погоня за скорейшей прибылью и полное наплевательство по отношению к работнику приводит бизнес к формуле: мы делаем вид, что платим вам — вы делаете вид, что работаете. Люди в России изображают экономическую активность, имитируют ее. Миллионы людей знают, что это так, и миллионы людей осознают или, по крайней мере, чувствуют истинные причины происходящего, но продолжают играть. Это организованный и массовый маскарад.

Есть ли у нас в стране бесплатная медицина? Да, — уверенно ответит любой россиянин. Что нужно взять с собой помимо полиса, когда идешь к зубному? Пару-другую тысяч, чтобы оплатить «нормальную» анестезию и «хорошую» пломбу, — ответит все тот же любой россиянин. Мы проживаем этот Хеллоуин каждый день.

Однако, возможно, вы думаете, что живете в стране с проблемами в экономике, но зато великой истории и высокой культуры? Но последнее тоже оказывается под вопросом. Возьмем для примера Санкт-Петербург — «культурную столицу России», как его иногда называют. Что представляет собой центр Петербурга, после, например, праздника «Алые Паруса»? Или после дня ВМФ? Орды агрессивных пьяных гопников оккупируют улицы города, которые за считанные часы покрываются грудами бутылок, банок, окурков. О чем можно говорить, если, оказываясь в «культурной столице», турист первым делом ощущает запах мочи из ближайшего двора на Лиговском проспекте? В европейском, казалось бы, городе до сих пор нет достаточного количества биотуалетов. Зато активно рекламируется проституция — этой «рекламой» заклеен в Питере каждый столб, каждый рекламный щит и каждая остановка. Видимо, именно так представлял себе Петербург царь Петр и классики русской литературы. Поверх такого рода объявлений обычно находятся стикеры и граффити неофашистов. А вы думали, что Петербург — город-герой, победивший нацизм? Наверное, когда-то в прошлом нечто подобное имело место, но сейчас в Петербурге тысячи бритоголовых ребят маршируют по улицам и площадям, нападают на неугодные им мероприятия и людей с другим цветом кожи или разрезом глаз. И неудивительно: ежегодно огромное количество молодых людей выбрасывается на улицу без образования и работы, и государству нет до них никакого дела. А ведь ксенофобия — самый простой выход в ситуации тотальной безграмотности. Гораздо проще бить тех, кто чем-то отличается от тебя, чем напрягать мозги, силясь понять происходящее.

Злым фарсом и настоящим Хеллоуином в этих условиях выглядят плакаты Людмилы Вербицкой «Давайте говорить как петербуржцы», объясняющие, что в слове «безысходность» ударение ставится на третий слог.

Да, кстати еще о фарсе и безысходности. «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», — провозглашает 7-я статья Конституции РФ. Здесь карнавал достигает максимума. Пенсии, на которые невозможно прожить. Биржа труда, которая не предоставляет работу. Зарплаты, про которых с помпой заявляют, что они де растут, но которые съедаются инфляцией. Образование, про которое говорят, что оно «останется бесплатным», но которое является платным по факту уже много лет, и не только из-за развитой системы взяток и школьных поборов, а путем неприкрытой коммерциализации учебных заведений. Аналогичным образом существует у нас «бесплатная» медицина, в условиях по факту самоокупающихся медицинских заведений. Есть ли у нас в стране бесплатная медицина? Да, — уверенно ответит любой россиянин. Что нужно взять с собой помимо полиса, когда идешь к зубному? Пару-другую тысяч, чтобы оплатить «нормальную» анестезию и «хорошую» пломбу, — ответит все тот же любой россиянин. Мы проживаем этот Хеллоуин каждый день.

Вспоминается «Невский проспект» Гоголя: «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется». Причем, это не помутнение рассудка — огромное количество людей участвует в этом карнавале совершенно сознательно. Чиновники изображают социальное государство, бизнес — экономический рост, правительство и звезды поп-культуры — заботу о будущем страны и веру во все прекрасное и светлое. А простые граждане им подыгрывают, отлично понимая, как на самом деле обстоят дела. Нет, россиянам не нужен Хеллоуин, чтобы ощутить нереальность происходящего. Нарушение границы между явью и вымыслом начинается для них со звонком будильника. А ведь, как учил Зигмунд Фрейд, праздник — это всегда выражение вытесненных, не находящих выхода в повседневности,  чувств и представлений. Ничего у россиян не вытеснено.

share
print