Истории

Школьный дневник. Что там написал учитель?

Вчера, разбирая старую антресоль, я наткнулась на свой школьный дневник. Предвкушая прекрасные ностальгические переживания, открыла его наугад. Поверх всей рабочей недели, красными чернилами было нервно выведено: «Маша забила раковину в классе!!!» Я захлопнула пыльные страницы. Умиление исчезло.

Просто мы с одноклассницей Олей накануне убирали класс. Прилежно возили огромной холстиной под партами, и школьный коричнево-бордовый линолеум медленно, но верно начинал проглядывать сквозь осеннюю грязь, принесенную сотнями ботинок. Соответственно, воду менять приходилось часто. Полное тяжелое жестяное ведро приходилось таскать с другого этажа, причем туда - с грязной водой, оттуда - с чистой. Мозг требовал оптимизации труда. В отличие от несознательных одноклассников, мы не стали выливать воду из окна, рискуя залить директорский кабинет, и даже не покусились на многочисленные цветочные горшки, а просто воспользовались маленькой раковиной у доски, где иногда учительница отмывала от мела пальцы. Раковинка проглотила два ведра, а третьим подавилась. Мы с ужасом смотрели как черная жижа, почти целиком заполнив белую фаянсовую емкость, стояла и не двигалась. На следующий день этот случай был увековечен в моем дневнике.

Уверена, за каждой записью красными чернилами стоит своя история, свои переживания и калейдоскоп чувств. Сегодня трудно разобраться в функциональном предназначении дневника. Домашние задания после окончания начальной школы никто не записывает, ведь в каждом классе есть загадочная Тамара или Нина, носительница тайных знаний, которой всегда можно позвонить и узнать домашку. Вопрос родительского контроля решился с введением электронных дневников, ведь какой дурак будет добровольно давать дневник, чтоб туда влепили «двойку» или «трояк»? Все чаще дневники служат для совершенствования эпистолярных навыков учителей. Моя коллекция их невообразимых посланий множится еженедельно: «Ел в столовой как хряк», «Чувствует себя пупом земли», «Дрался с Бугаевым, а потом с Ириной Константиновной» и прочее.

Когда сын был в начальной школе, папа одноклассницы не удовольствовался ролью пассивного читателя, и стал писать учительнице ответы, прямо в дневнике, под ее замечаниями. Учительница: «Опоздал!» Папа: «Да вот проспали». Учительница: «Вертится на уроках», папа: «Поговорил с ним по-мужски». Учительница: «Нет домашней работы по математике!», папа: «А мы там ничего не поняли». Педагог пыталась вызвать отца на личную беседу: «Приглашаю родителей в школу», и опять получила письменный ответ: «Не можем, работаем допоздна».

В итоге, учительница сдалась и почти перестала графоманствовать в дневниках подопечных. А может, зря? Ведь потому мы и храним старые дневники – не для того же, чтобы прочесть старое расписание, а чтобы увидеть смешное замечание учителя и, как в «Эффекте бабочки», на минуту перенестись туда, в забытые школьные времена.

Комментарии родителей

Анастасия Петрова

В младших классах у наших девчонок была «мода» - вырезать из бумаги красавиц-принцесс, потом одевать их во всякую сказочную одежду, нарисованную своими руками. Как-то училка отобрала у меня голую принцессу, наклеила ее клеем прямо на страницу дневника и жирно написала на ней ручкой: «Вот чем ваша дочь занимается на уроках».

Ирина Родина

Сын учится в хорошей школе, да и учится хорошо, в дневнике кроме расписания и заданий ничего нет. По-моему, учитель начинает писать в дневники от собственного бессилия и непрофессионализма, когда не может самостоятельно наладить коммуникацию с учениками.

Иван Дмитриев

Запись в дневнике – это просто послание родителям, чтобы те поговорили с ребенком, решили проблему поведения или успеваемости. Это не страшно, ведь это не плохая оценка, пусть пишут.

Михаил Ященко

Жаль, все мои старые дневники выброшены, так бы сейчас хотелось почитать. У меня все страницы были красными от замечаний - я плохо себя вел в школе, вертелся на уроках, болтал. Что там только учителя не писали! А обложка была полностью обклеена вкладышами с качками – круть!

Руслан Брель

Как-то я получил «пару» по английскому. Мы взяли ластик, карандаш, ручку и пошли с другом во двор решать проблему. Я хотел исправить на скромный «трояк», а друг посоветовал, чтоб я не скромничал и ставил уж сразу «пять». Мол, раз уж идти на преступление, то по-крупному. Мы терли, как профессионалы, «двойку», но все линии на листе дневника так же стерлись, и появилось огромное белое чистое пятно. Мы вывели по-учительски «5», и, конечно же, препод спалил меня на следующем же уроке. Все удивлялись моей наглой «пятерке». Мне было стыдно и уши мои пылали. И на что я надеялся, до сих пор не пойму. Родителей вызвали в школу, учительское порицание и прочие пытки. С тех пор я сделал вывод: никогда не исправлять «двойки» на «пятерки». Максимум на «4».

Прасковья Шишкоедова

Замечание в дневнике сына: «На уроке литературы читал книжку».

 

Комментарий учителя

Ирина Лукашова, учитель начальных классов

По закону, «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов». И уже исходя из этого правила, учитель решает, как ему делать замечание ребенку. Все зависит от учителя, кто-то из коллег предпочитает воззвать к совести ученика, а кто-то без лишних слов требует дневник. Причем нужно контролировать каждое слово, сейчас не советское время, за любой промах родители предъявляют претензии.

Бывает, учителя злоупотребляют своим правом писать в школьных дневниках. Не ограничиваются корректным замечанием, а начинают эмоционально изливать душу. Поймите, это происходит исключительно от стресса. Профессия нервная, современные дети иногда совершенно неуправляемы, не бить же их! Вот и пишешь, в надежде, что родители прочтут и обратят внимание на ребенка. Но часто и это не помогает.

share
print