Истории

Строители железной дороги в Ленобласти «подкопались» под военную могилу

Несколько десятков бойцов Советско-Финской и Великой Отечественной войн пролежали в земле 50 лет, пока в деревне Варшко Ленинградской области не начали строить новую железную дорогу. Местные жители уверены, что видели, как фрагменты амуниции увозили на свалку. Формальные границы братской могилы не нарушены, экскаватор остановился в одном метре от нее. Но земля начала осыпаться.

Деревня Варшко, Приозерский район Ленинградской области. Между железной дорогой и автотрассой на бетонированной по контуру пятиконечной звезде возвышается православный крест. Слева и справа от него — могилы воинов, советских и финских, погибших здесь с 1939 по 1944 годы. Примерно 30 человек с одной и другой стороны. По документам, это братское захоронение № 22 из реестра Министерства обороны. На противоположном берегу Вуоксы стоит памятник погибшим у мыса Кивиниеми (Лосево), там ежегодно собирались финские ветераны, а советские шли сюда — к пятиконечной звезде.

Теперь вплотную к захоронению строится железная дорога Лосево – Каменногорск. Метр за метром рабочие приближались к красной ленточке, которая огораживает могилы, пока в октябре местные жители не обнаружили, что на грузовиках в неизвестном направлении увозят фрагменты человеческих костей и амуниции — неизвестно, было ли такое, но очевидцы настаивают, что сами видели.

Кровопролитные бои затронули всю исконно финскую деревню Кирконурми — формальные границы захоронения 8 на 12 метров оказались меньше реальных.

  • DSC_0274

    Фото местных жителей

  • DSC_0295

    Фото местных жителей

  • DSC_0279

    Фото местных жителей

  • DSC_0261

    Фото местных жителей

  • DSC_0292

    Фото местных жителей

  • DSC_0275

    Фото местных жителей

  • DSC_0280

    Фото местных жителей

  • DSC_0265

    Фото местных жителей

  • DSC_0263

    Фото местных жителей

  • DSC_0260

    Фото местных жителей

Одним из первых душераздирающую картину заметил местный житель Сергей Суковицкий. Надо признать, он уже много лет воюет против строительства железной дороги. По собственному утверждению, отказался от «суммы с восемью нулями» в качестве компенсации за молчание, когда все только начиналось. Теперь строители якобы подкопались не только под захоронение, но также под его баню и забор. «Грунт буквально уходит у меня из-под ног, — уверяет Сергей. — Я позвонил в Москву и услышал в ответ: "Мы предлагали деньги, чтобы вы закрыли рот, вы отказались, теперь сами убежите оттуда"». Деревянный крест на звезде установлен как раз на деньги Сергея и других местных жителей-военных.

Информацию насчет захоронения подтверждает руководитель военно-патриотической поисковой группы «Ладога» Сергей Удалов. Он приехал в Варшко поговорить со строителями и сделал фотографии. На них видны фрагменты касок, которые полвека пролежали в земле. «Мы работали здесь в 90-е годы, обнаружили окоп с останками бойцов — советских и финских вперемешку. Сейчас строители подобрались к краю бетонной звезды, до нее метр, максимум полтора. И, видимо, копнули этот окопчик, и все, что там было, вывезли на свалку», — предположил поисковик.

«Подобные находки в местах боев совершаются довольно часто, — комментирует руководитель проекта «Книга памяти» Алексей Сидельников. — Дело в том, что останки не всегда переносили в братские захоронения, иногда просто устанавливали обелиск или памятник, а воины оставались лежать в окопах где-то на местности. Нормальная ситуация, когда рабочие сообщают о таких находках в ответственные органы, производятся эксгумация и перезахоронение». «Разговор со строителями был такой: мы ничего не видели, мы ничего не знаем. А что тут были бойцы — чем вы докажете?», — добавляет Сергей Удалов.

Это не первая подобная история, связанная со строительством новой железной дороги в районе поселка Варшко. Ранее, в 2011 году, строители разрушили один из ложементов Кивиниемского шанца — уникальных земляных укреплений XVIII века, построенных по указу Петра I и имеющих статус памятника регионального значения. Позже представитель департамента охраны культурного наследия при Комитете по культуре Ленобласти опроверг эту информацию, заявив, что шанец не пострадал.

Руководитель проектов общественной организации «Зеленая волна» Алексей Травин считает, что при выборе маршрута новой железной дороги проектировщики не учли особенностей данной местности и наличие там объектов охраны: «Первоначально проектом предполагалось, что под размещение железной дороги будет задействован весь земельный участок, на котором расположены братская могила, четыре жилых дома и большая часть укреплений Кивиниемского шанца. Администрация Петровского сельского поселения даже утвердила границы земельного участка под строительство дороги, включающего четыре участка, находящихся в частной собственности, и распорядилась поставить его на кадастровый учет.

После обращения жителей в суд скандальное постановление было отменено, а заказчик отказался от претензий на указанные земельные участки. Однако, как показывает происходящее, это никак не гарантирует сохранности воинского захоронения, памятника федерального значения и жилых построек на период проведения работ».

По информации СМИ, строительство другой ветки этой же железной дороги Выборг – Каменногорск заморожено из-за отсутствия обязательных транспортных развязок и нарушения экологическим норм.

P.S. На мемориальной табличке рядом с захоронением выбито: «Сержант Фурманов Дмитрий Иванович (1911 – 20.06.1944 г.), рядовой Давыдов Пётр Николаевич (1899 – 22.06.1944 г.)». Это те немногие, кого удалось опознать после гибели. Информация о них доступна в банке данных научно-исторического центра «Мемориал» здесь и здесь.

share
print