Истории

В Петербурге 13% жителей без национальности и идет война за женихов

Процент людей, живущих в Петербурге с рождения, еще никогда не был таким высоким. При этом интенсивность миграции в наш город в два раза выше, чем в Москву. Лучше всего в городе закрепляются женщины: они конкурируют с коренными петербурженками за женихов как в 70-80-е годы. Наконец, в Петербурге существуют две основные национальности: русские и «не скажу какая». Об этих метаморфозах рассказала старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Наталия Чистякова.


Все демографические процессы в Петербурге носят крайний характер: если в стране падает рождаемость, то в Петербурге она самая низкая, если растет миграция, то у нас интенсивнее всего. На протяжении всей истории города миграция была главным источником демографического прироста. В последнее время на этом завязано много мифологии, и чтобы понимать, что происходит, нужно знать, как изменилась методика подсчета мигрантов. До 2011 года человек попадал в миграционный учет после года пребывания в Петербурге, а теперь после девяти месяцев. Разрыв в три месяца дал совершенно поразительные результаты.

Сколько людей живет в Петербурге

С 1764 года население Петербурга непрерывно росло. Резкие скачки вниз связаны с мировыми войнами. В 1990 году население достигло пика: 5 млн 35 тысяч человек. Далее его численность уменьшалась, а с середины 2000-х снова начала расти. Самое интересное происходит в последние три года. В 2012 году город отпраздновал рождение пятимиллионного жителя. Эти пять миллионов включают в себя мигрантов. Если бы не изменилась методика их учета, пятимиллионный житель появился бы позже. Тогда же наметился естественный прирост населения, для нашего города он смехотворен, всего 700 человек в 2012 году, и не очень ясно, как долго он продержится, но это повод для оптимизма.

В 2012 году население Петербурга увеличилось за счет миграции на 74 тысячи человек. Это разница между числом прибывших (194 тысячи) и выбывших (120 тысяч) мигрантов. Отмечу: это не трудовая миграция, а именно переселение, когда люди приезжают в Петербург на работу или учебу и остаются здесь навеки. Такого прироста мы не наблюдали с послевоенных времен, и это тоже целиком заслуга изменений правил регистрации. В общем, скачком населения в 2012 году Петербург обязан новым правилам, но тенденция к увеличению потока мигрантов все же существует, а главное, наметился естественный прирост населения.

Война за женихов

Еще один важный момент — это миграция женского населения. Женщины лучше, чем мужчины, закрепляются в любом населенном пункте. В условиях, когда мужчина уезжает, женщина остается надеяться на лучшее. В 70-80-е годы прирост женской иммиграции был намного выше мужской, развернулась колоссальная конкуренция на брачном рынке среди коренных ленинградок и приезжих мигранток. Наблюдаемый сегодня рост женской миграции вышел на уровень 80-х годов прежде, чем его начали учитывать по новым правилам. Сейчас мы можем стать счастливыми свидетелями новой «войны» за женихов. Интересно, что в XIX веке ситуация была противоположной: среди городского населения преобладали мужчины, поэтому все петербургские романы наполнены восторженным взором мужчины на прекрасную женщину.

Продолжая тему женщин: с 90-х годов растет рождаемость в более старших возрастных группах. Поэтому объектом демографической политики в Санкт-Петербурге должна стать тридцатилетняя женщина. Женщины получают образование, специальность, реализуют себя, далее они могут реализовать свои репродуктивные установки (при благоприятной ситуации), а могут и не реализовать (при неблагоприятной).

Русские или нерусские?

Основная масса мигрантов приезжают в Петербург из других городов России. Вместе с тем, никогда в истории нашего города процент людей, проживающих здесь с рождения, не был таким высоким — 57,5% у мужчин и 55,1% у женщин. Доля русских в Петербурге составила в 2010 году 80%, но здесь тоже нужно учитывать особенности учета. В переписях 2002 и 2010 годов мы впервые столкнулись с практикой, когда целый ряд данных был получен не в результате опросов населения, а по другим источникам. В 2010 году 13% учтенных при переписи вообще не ответили на вопрос о национальности. Кто эти люди? В значительной степени это обесценивает данные о национальном составе.

По меткому выражению советского ученого Бориса Урланиса, демография — это кладбище прогнозов, поскольку они в основной своей массе не сбываются. Тем не менее, численность населения Петербурга в 2030 году должна составить 5,9 млн человек (по высокому и среднему вариантам прогноза Росстата). По низкому варианту прогноза — вырасти всего на несколько десятков тысяч.



 

share
print