Истории

Чиновников со всеми бумажками загрузят в огромное «Гособлако»

Министерство связи и Минэкономразвития опубликовали концепцию развития госуслуг в электронном виде. Справки и документы, ради которых сегодня приходится стоять в очередях, в будущем станут полностью электронными. Не выходя из-за компьютера, можно будет заказать и предоставить другому ведомству выписку из налоговой, сертификат на материнский капитал, свидетельство о регистрации брака и многое другое. Бумажные копии документов при этом отменять не собираются.

 

На сайте Минкомсвязи опубликован 13-й по счету вариант документа, работа над которым велась с 2010 года — тогда в стране заработал Единый портал госуслуг. Сейчас на портале представлены сотни услуг: получение загранпаспорта, запись к врачу, налоговая декларация... Правда, большинство услуг не являются полностью электронными — это, скорее, доска объявлений. Порталом пользуются 4,2% россиян, стоил он 100 млн рублей. Чтобы оправдать вложения, число пользователей решено довести до 70% к 2018 году. При этом 90% жителей должны быть довольны качеством госуслуг. Наверное, поэтому концепция напоминает утопический роман.

Универсальный личный кабинет

Для некоторых документов вообще не понадобится бумажный носитель. Их можно будет заказывать и хранить в усовершенствованном личном кабинете на Госуслугах. Для ведомств, которые запрашивают документы, открывать к ним защищенный регламентированный доступ. Также в личном кабинете можно будет пожаловаться на орган власти или должностное лицо, которые нарушают правила предоставления госуслуг (например, затягивают сроки оформления документов) и получить ответ на жалобу. В перспективе электронные справки начнут принимать «организации, не относящиеся к государственному сектору». Видимо, речь идет о банках, нотариусах и страховых компаниях.

Традиционный и электронный форматы будут дополнять друг друга. Бумажные справки можно будет перевести в электронный вид и наоборот. Для этого еще предстоит разработать механизм свидетельствования верности обеих копий.

«Гособлако»

Такое киберпанковское название будет носить онлайн-хранилище данных для чиновников. Оно будет использовать облачные технологии хранения данных. В сильно упрощенном варианте это выглядит так: информация об одном гражданине может храниться на серверах десятков учреждений — пенсионного фонда, налоговой, ЗАГСа, управления миграционной службы и так далее. Это многократно умножает объемы информации, учреждения вынуждены бесконечно закупать сервера. Кроме того, если информация о гражданине меняется в одном учреждении, другое об этом не знает. Предлагается перевести всю информацию, с которой работают чиновники, в интернет, тогда не будет важно, на каком сервере она хранится, и все изменения будут отображаться в реальном времени.

Аналогичные системы действуют в США, Великобритании и Сингапуре. Российское «Гособлако» обойдется налогоплательщикам в 14,8 млн рублей.

Разные способы получения госуслуг

Гражданин сможет сам выбрать, как ему удобнее взаимодействовать с органами власти: через очное обращение в многофункциональные центры, через сайт госуслуг, по телефону, смс-сообщениями и так далее. Для разных этапов получения услуги можно будет использовать разные каналы, например, подавать заявление по интернету, отслеживать статус через эсэмэски, затем получить готовый документ в МФЦ по месту проживания.

В концепции определен перечень услуг, которые подвергнутся модернизации в первую очередь. В их числе государственная регистрация рождения, брака, смерти, оформление паспортов, выписка из Единого реестра налогоплательщиков, регистрация автотранспорта, назначение и выплата пособий (в том числе на проезд в общественном транспорте), запись в детский сад, в школу и к врачу. Некоторые услуги предназначаются для юридических лиц — в частности, выдача разрешения на строительство и согласование рекламных конструкций. Разработчики концепции отмечают, что если раньше ставка делалась на количество госуслуг на Едином портале, то теперь главное — удобство пользователя.

share
print