Истории

В Петербурге построили «метро» для сточных вод за 28 млрд рублей

Вторая нитка Главного канализационного коллектора петербургского «Водоканала» начинает работать 10 октября. Масштабы строительства, а также его цена сравнимы с возведением еще одной ветки метро. А на дальнейшее развитие канализации монополия собирается потратить сумму, превышающую половину всех доходов бюджета Петербурга за год. Некоторые экологи считают, что на эти деньги лучше прекратить сжигать иловый осадок, дым от которого наполняет атмосферу диоксинами.

Вторая нитка главного коллектора представляет собой трубу диаметром 4 метра с глубиной залегания 40-90 метров, что делает ее похожей на тоннель метро. Проходит этот тоннель от Финляндского моста до Кантемировской улицы — расстояние 12 километров (для сравнения: столько же едет поезд от «Сенной» до «Купчино»). На этом сравнения не заканчиваются: инвестиции в коллектор составили 28 млрд рублей. 6 млрд вложил федеральный бюджет, по 11 млрд — бюджет Петербурга и «Водоканал». Столько же правительство города хочет потратить на развитие метрополитена в 2015 году. Таким образом, сточные воды, которые жители правого берега Невы и частично Центрального района спускают в унитаз, пользуются инфраструктурой, сравнимой по масштабам с самым популярным общественным транспортом.

Вторая нитка коллектора аналогична по своим характеристикам первой, которая была построена в 2008 году и пролегает от Северной станции аэрации (Коннолахтинский проспект) до Кантемировской улицы. Как пояснили в пресс-службе «Водоканала», «ветки работают не одновременно, коллектор строился в две нитки для обеспечения безопасности его эксплуатации, для обеспечения дублирования». Иными словами, пока по одной трубе несутся в очистные сооружения остатки вчерашнего ужина, вторая ждет своего часа. Еще интересно: Смольная набережная, на которую выходят окна правительства Петербурга, соединена с коллектором микротоннелем под Невой.

Вся эта сложная и дорогая инфраструктура нужна, чтобы минимизировать сброс сточных вод в Неву. До 1978 года все промышленные и муниципальные стоки попадали напрямую в реку. После открытия второй нитки коллектора попадать будет всего 1,6%. В планах «Водоканала» довести показатель до нуля. А уже этой осенью правительство Петербурга рассмотрит предложения по строительству «единой схемы водоснабжения» стоимостью 280 млрд рублей. Планируется финансирование на условиях частно-государственного партнерства. В пресс-службе «Водоканала» сообщили, что пока программа проходит согласование в различных комитетах, обнародовать ее монополия не в праве.

Очистка сточных вод на порядок экологичнее, чем их сбрасывание в Неву. Проблема в том, что после очистки остается ил, который сжигают на заводах — в Петербурге их три. Экологи предлагают делать из илового остатка удобрения. Противники идеи отмечают высокое содержание в нем тяжелых металлов. «При сжигании тяжелые металлы никуда не деваются, а переходят в газообразную фракцию и выбрасываются в атмосферу, — говорит директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. — Происходит рассеивание и формально нормативы не нарушаются. Но в природе ничего не исчезает бесследно. Если что-то выбрасывается на территории города, оно тут же оседает. Кроме того, в продуктах сгорания могут оказаться диоксины — они распадаются при высоких температурах (при сгорании), а потом снова синтезируются при охлаждении дыма. Это очень неприятная вещь».

280-миллиардные планы «Водоканала», по словам Карпова, могут ударить по кошельку петербуржцев: «Доходы городского бюджета болтаются в районе 400 млрд рублей в год. Опуская длинные обоснования, предположу, что бюджет вложит в эту программу не более 5 млрд в год, за остальное заплатим мы с вами в виде «тарифов ЖКХ». Гуманно растянем выплаты на десять лет, получится «всего» по 4 600 рублей на человека в год без учета прибыли, которую захочет получить частный капитал в этом партнерстве».

Экологи считают, что самый лучший способ очищать воду — это естественные болота. Во Флориде такая система была выстроена за 21 млрд рублей, в Петербурге при пересчете на американскую валюту — 875 млн долларов. Как сообщает словарь экологических терминов и определений (2010), стекающая в болота вода может содержать стоки, а вытекающие из болота ручьи полностью очищены от этих примесей. В Эстонии есть опыт использования болот как очистных сооружений для обеззараживания наиболее токсичных животноводческих стоков свиноферм. Во Флориде болото очищает воду для 3 млн человек.

share
print