Истории

«Новые» отцы тоже разрываются между домом и семьей

Эти мужчины встречаются на детской площадке, обсуждают достоинства детского питания, с гордостью носят малышей в «кенгурушке», отводят в садики и школы. Социологи называют это явление «вовлеченным отцовством». Что случилось с мужчинами, рассказывает Анна Авдеева, магистр социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор исследования «Вовлеченное отцовство в современной России: стратегии активного участия в уходе за детьми».

- В Европе такими «вовлеченными» отцами уже давно никого не удивишь, это норма. Неужели и на нас этот прекрасный вирус перекинулся?

- Действительно, ряд исследований показывают, что мужчины активнее вовлекаются в заботу о детях, больше тратят на это времени. Хотя четкой статистики нет, сказать, насколько мы приблизились к западной модели, трудно.

В советское время был другой «гендерный порядок» в обществе, другое представление о мужском и женском. Была женщина - мать - и было государство, которое на самом деле брало на себя многие отцовские функции. Государство организовывало заботу о детях (садики, ясли), давало некую опору и стабильность. А мужчина был все время в публичном пространстве – комсомолец, партиец, работник, у него были другие задачи, общественные. С падением коммунистического режима государство с себя «функцию отца» сложило. Поддержка становится минимальной, и вот тут и возникает необходимость в отце с большой буквы.

И сегодня наблюдаются две ситуации – либо отцы активно вовлекаются в заботу о семье и детях, либо не вовлекаются, и сфера приватного ложится на плечи женщины в еще большем объеме, чем было в советское время.

По моим исследованиям, феномен вовлеченного отцовства больше касается семей среднего и высшего среднего классов, это люди с высшим образованием, проживающие в крупных городах.

Соответственно, и сами дети приобретают большую ценность. На первый план выходит детоцентристская модель семьи среднего класса.

- Есть мнение, что дети для современных мужчин стали чем-то вроде еще одного мерила собственного успеха. Отсюда покупки неимоверно дорогих игрушек, строгий контроль учебы…

-Да, это есть, но вовлеченное ли это отцовство – не всегда однозначно можно сказать. Можно всю неделю не замечать ребенка, а в выходной день купить ему самую дорогую игрушку в магазине.

Возможно, что тенденция к вовлеченному отцовству связана с появлением новой альтернативной модели так называемого «настоящего мужчины». Традиционно считалось, что представитель гегемонной маскулинности – это белый, гетеросексуальный мужчина на хорошо оплачиваемой работе, среднего и высшего среднего класса, этакий мачо, любимец женщин. Но мое предположение, что у «вовлеченных» отцов другое представление об условной фигуре настоящего мужчины. Это хороший отец и муж своей жены в первую очередь. Они видят в детях не только продолжение рода, но они с ними и отдыхают, и с интересом проводят время, им хочется видеть, как дети растут и развиваются каждый день. И это следствие их переосмысления маскулинности.

-Но ведь и представление о мужчине как о кормильце и добытчике тоже никуда не делось?

- Это так, половина женщин в парах, которых я интервьюировала, придерживается традиционных гендерных взглядов. Они рассматривают мужчину, прежде всего, как добытчика, но при этом «позволяют» отцу участвовать в воспитании детей, в социологии это называется «исполнять роль привратника».

И получается, что мужчина сталкивается с тем же, с чем сталкивались советские женщины – разрывается между домом и работой, ведь надо и водить в садик, забирать, кормить детей. Им сегодня тоже приходится вырабатывать свои стратегии совмещения родительских обязанностей и работы.

- А как же тестостерон, который во все века заставлял мужчин сбегать в дальние дали, завоевывать новые территории, стремиться к лидерству?

- Были интересные исследования тестостерона у спортсменов. Выяснилось, что уровень «мужского гормона» растет перед соревнованиями. Cама соревновательность и агрессивность ведут к повышению тестостерона.

Но мужчины остаются мужчинами и просто используют новые приемы демонстрации своей мужественности. Общение с разными инстанциями, прогулки с детьми могут восприниматься как нечто очень мужественное!

- Может, на мужчин влияет и распространенное сейчас присутствие на родах?

-Неоднозначно. Часть исследований говорят, что участие мужчин в родах может влиять на крепость семьи, вовлеченность в заботу о детях. С другой стороны, есть исследование гендерного центра Европейского университета, которое показывают, что для значительной части отцов причины присутствия на родах прагматичны - чтобы с женой хорошо обращались. И сложно сказать, влияет ли это на вовлеченность.

- Скоро ли отцы будут повсеместно уходить декретный отпуск?

-Думаю, не скоро. Да, они имеют право на оплачиваемый отпуск и больничный по уходу за ребенком, но пока не произойдет колоссальных подвижек в экономической ситуации в стране, многие семьи этого не потянут.

В целом, пока в законодательной практике, в формулировках семейного кодекса ведущая роль в воспитании детей отдается по-прежнему матери. «Материнский» капитал хоть и переименовали в «семейный», но почему-то его можно израсходовать на пенсию матери, но не отца, а мужчина может им пользоваться только в исключительных случаях с разрешения матери.

Случаи, когда после развода ребенка оставляют с отцом, тоже пока единичны.

То есть, если сами мужчины и переосмысливают свою отцовскую роль, то государство на практике пока рассматривает мужчину исключительно как кормильца.

share
print