Истории

К дачникам придут геодезисты и выяснят, что земля-то чужая

Минэкономразвития подготовил законопроект «Об определении точных границ земельных участков». Он дает муниципалитетам возможность инициировать ревизию земельных участков и уточнять их границы. Если закон примут, к большинству дачников придут землемеры, и поднимется волна судебных споров из-за территории.

Проблема

 
Территория Петербурга делится на земельные участки, их примерно 83 тысячи. Границы каждого определяются проектами межевания, которые заносятся в Государственный кадастр недвижимости. Проще говоря, межевание — это землемерие.
 
«Земельный участок — это вещь, — поясняет Павел Никонов, директор бюро «Межевание городских территорий» ЗАО «Петербургский НИПИград». — Причем вещь, являющаяся продуктом определенного производства — работ по планировке территории. И как таковая она может быть лучше или хуже, или вообще бракованная». Планировка устанавливает зоны для размещения домов, дорог, зеленых насаждений и прочей инфраструктуры. Обычно планировка проводится одновременно с межеванием, но более основательно, ведь от нее зависит комфорт людей. Например, можно ли будет припарковаться в квартале.
 
По словам Павла Никонова, в Петербурге сложился планировочный хаос: «Это выглядит так, словно была карта прекрасного города, потом пришли градостроительные службы, скомкали ее, разорвали на маленькие кусочки, рассыпали бессистемно, и получилась горка совершенно непонятных огрызков». Архитектор предлагает сравнить кадастровую карту Вены (или любого развитого европейского города) и Петербурга. Столица Австрии поделена на удобные прямоугольные кусочки, прямо как праздничный торт. А вот земельные участки Петербурга крайне неудобно брать десертной ложечкой, хотя Северная столица не похожа на средневековый город с кривыми улицами.
 
 
Кадастровая карта Вены (wien.gv.at)
 
 
Кадастровая карта Петербурга (rgis.spb.ru)
 
«В Петербурге земля поделена лучше, чем в Москве или Ленобласти, где участки просто налезают друг на друга, — комментирует руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Крапов. — Но вот качество земельных участков низкое, из-за чего снижается их стоимость. Есть земельные участки ленточные (как карта Чили — «МР»), некоторые не имеют выходов к красным линиям — границам кварталов. В основном это территории бывших предприятий и совхозов: собственники разделили единый имущественный комплекс без нормального проекта планировки и там действительно творится жуть какая-то».
 
Из-за этого возникают проблемы. Например, если двор многоквартирного дома принадлежит жильцам, они платят за его уборку, освещение и в некоторых случаях — за охрану. Но большинство земельных участков в Петербурге сформировано по обрезам фундаментов, и карта заполнена «белыми» зонами, которые формально принадлежат городу, что не мешает управляющим компаниям брать с жильцов деньги за их уборку. Самые запущенные места Петербурга не принадлежат вообще никому: поэтому, например, у входа в метро встречаются самые большие сугробы.
 
«По факту на содержание этих белых пятен просто нет средств, или эти средства нужно отвлекать от других важных проектов», — заключает Павел Никонов. Уже не первый год власти Петербурга и урбанисты говорят о необходимости сплошного межевания, при котором на карте не останется бесхозных участков, а все дворы будут принадлежать их жителям. 
 

Решение Минэкономразвития

 
С 1990-х годов между ведомствами, которые занимаются оформлением земли, на всех уровнях ведется негласная война. В Петербурге этим занимаются Комитет по градостроительству и архитектуре и Комитет по земельным ресурсам. На федеральном уровне — Минэкономразвития и Минрегион. В августе 2013 года экономисты подготовили законопроект «Об определении точных границ земельных участков». Он дает муниципалитетам возможность инициировать ревизию земельных участков и уточнять их границы. Сейчас кадастровые работы проводятся по запросу владельца. За отказ от ревизии граждан ждет штраф — 10 тысяч рублей, а с 2018 года участки с неуточненными границами запретят продавать и делить.
 
Если закон примут, через пару лет к большинству дачников придут геодезисты с тахометрами (устройство для измерения расстояний, похожее на старомодный фотоаппарат) и выяснится, что у кого-то парник расположен на месте дороги общего пользования, а кто-то перекрыл доступ к воде. И поднимется волна судов.
Минэкономразвития отдает землю в руки не специалистам по планировке, а кадастровым инженерам, которые сделают работу быстро и не заботясь о том, где, что и как должно быть расположено для удобства жителей.
 
Но специалистов в законопроекте волнует другое. Он отменяет в качестве градостроительной документации проект межевания. Вместо проекта будет использоваться землеустроительная документация — карта-план территории. То есть Минэкономразвития отдает землю в руки не специалистам по планировке, а кадастровым инженерам, которые сделают работу быстро и не заботясь о том, где, что и как должно быть расположено для удобства жителей.
 
С 6 сентября на сайте «ГИС-ассоциации» ведется экспертное обсуждение законопроекта. Павел Никонов подготовил к нему экспертное заключение. Вот выдержки из него: 
 
«Осуществлять кадастровые работы на территории населенных пунктов в отсутствие утвержденного проекта планировки нельзя. Это противоречит Земельному и Градостроительному кодексу. Это обстоятельство постоянно игнорировалось в практике образования земельных участков, в частности в Петербурге, в результате чего мы имеем натуральную рукотворную катастрофу в виде массового уничтожения земельного фонда, изрубленного хаотическим межеванием на абсолютно неработоспособные земельные участки.
 
Полагаю, мысль о том, что проект межевания утяжеляет всю работу по сплошному межеванию финансово и по срокам, не верна. Скорее, наоборот. Карту-план территории в любом случае должен кто-то делать. Кадастровый инженер, не подготовленный для разработки проекта по планировке территории, потратит на это больше сил, и выполнит ее, как Остап Бендер, нарисовавший известный плакат (имеется в виду агитплакат сеятеля, разбрасывающего облигации). Это должен делать профильный специалист. И карта-план должна назваться проектом межевания».
 
По словам Павла Никонова, принятие закона интенсифицирует практику создания земельных участков-огрызков в Петербурге и распространит ее на всю Россию. По информации Росреестра, из более 50 млн земельных участков, данные о которых содержатся в кадастре недвижимости, 30 млн не имеют данных о местоположении границ. В Петербурге, по оценкам экспертов, проведено межевание лишь 15% территории.

 
share
print