Истории

Десять «за» и «против» улицы Рубинштейна, которая, возможно, все-таки станет пешеходной

В Петербурге волонтеры проведут исследование улицы Рубинштейна. Посчитают прохожих, от бизнесменов до бомжей, измерят автомобильный поток, изучат местные кафе и театры. И ответят на вопрос: можно ли сделать Рубинштейна пешеходной? Пока все «за» и «против» - субъективные.

Исследование, которое проводит фонд «Городские проекты» популярного блогера Ильи Варламова и московского муниципального депутата Максима Каца при непосредственном участии движения «Красивый Петербург», стартует 12 сентября. «Давно назрел запрос на то, чтобы сделать улицу Рубинштейна пешеходной, но исследование до сих пор никто не проводил. Мы решили выяснить: нужна ли пешеходная улица, и как можно организовать её, чтобы не создать неудобства ни местным жителям, ни транспортным потокам», — комментирует координатор «Красивого Петербурга» Стив Каддинс. Если исследование покажет, что пешеходная улица нужна, проектное предложение ляжет на стол председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры. В прошлый раз — в декабре 2012 года — на соответствующий запрос в КРТИ ответили: «По заказу комитета в 2011 году завершена работа по актуализации Концепции развития пешеходных территорий исторического центра Санкт-Петербурга (…). Концепцией создание пешеходной территории по ул. Рубинштейна не предусмотрено». 

ЗА пешеходную улицу Рубинштейна

Много кафе, баров и ресторанов: «Макдоналдс», «Сардина», «Дрова», «Сабвэй», «Терминал», «Mollie's», «Счастье» и другие — на «Яндекс.Картах» отмечено около 50 едально-питейных заведений на 740-метровой улице. Туристы и тусовщики — за пешеходную Рубинштейна.

На левой стороне Невского проспекта — от Площади Восстания в сторону Дворцовой — нет ни одной пешеходной улицы. В отличие от правой стороны, где есть Малая Садовая, Малая Конюшенная и, возможно, вскоре станет пешеходным отрезок Большой Морской от Невского к арке Главного штаба. Несправедливая асимметрия.

«Негабаритные» пешеходы — мамы с колясками, инвалиды — жалуются на то, что сейчас по Рубинштейна не пройти из-за хаотично припаркованных машин. О том, что было бы лучше сделать улицу пешеходной, говорят и велосипедисты.

Дотошных научных исследований о том, насколько отличается экология на пешеходных улицах, в Петербурге не проводили. Однако каждый может провести собственный эксперимент: прогуляться — интенсивно вдыхая воздух и сопутствующее — сперва по 6-7-й линиям В.О., а затем — по Среднему проспекту Васильевского. И сравнить ощущения.

Под петицией губернатору Полтавченко «Сделайте улицу Рубинштейна пешеходной зоной» примерно пятая часть отметившихся в комментариях горожан высказалась об «атмосферности» зон, свободных от автомобилей: здесь — симпатичнее и роматичнее.

 

ПРОТИВ пешеходной улицы Рубинштейна

Значительная часть машин, которые припаркованы вдоль Рубинштейна сейчас, принадлежит местным жителям. Автомобилисты-аборигены — главные противники пешеходизации улицы: им придется добираться до жилища пешком, без альтернативы. Это дискриминация их права на комфортную среду обитания.

Автомобили местных жителей, посетителей ресторанов перекочуют к соседям: Графский и Щербаков переулки, улицы Ломоносова и Разъезжая будут погребены заживо под машинами. 

Улица Рубинштейна — с 2010 года являющаяся односторонней — используется многими автомобилистами как транзитная: медленно, но верно ручеек машин пробирается от Загородного к Невскому между припаркованным вкривь и вкось транспортом. Если окончательно закрыть движение по Рубинштейна, соседние улицы — прежде всего Владимирский проспект — не то чтобы встанут в пробку, но заторы явно усилятся.

На пешеходную Рубинштейна не смогут въезжать машины с продуктами и оборудованием для пресловутых 50-и кафе: бизнесы, неспособные справиться с логистическими трудностями, начнут закрываться.

Местным жителям, желающим обновить интерьеры, придется придумывать, как подвозить крупногабаритные вещи — шкафы, диваны — к домам. У прописанного в 18-м доме Малого драматического театра Льва Додина возникнут трудности с доставкой декораций.

 

Справка

Пешеходные зоны в современном Петербурге появились при губернаторе Владимире Яковлеве. В 1997 году пешеходной стала Малая Конюшенная улица, затем (98–99 годы) — Малая Садовая. В июне 2001 года после реконструкции была открыта пешеходная зона на 6 и 7 линиях Васильевского острова. Традицию поддержала Валентина Матвиенко: в 2004 году самая большая — 2 км — пешеходная зона появилась на Большой Московской и улице Правды. Через пять лет мода добралась до спальных районов: пешеходную зону проложили вдоль проспекта Энгельса — от метро «Проспект Просвещения» до ТРК «Гранд Каньон».

Судьба пешеходных зон сложилась по-разному. На Малой Садовой и пешеходном отрезке 6-7 линий на 30% подорожала недвижимость — место стало более престижным. Сейчас это места притяжения для туристов и тусовщиков: здесь много кафе, постоянная активность — от политической (митинги и пикеты, особенно на Малой Садовой) до артистической (уличные музыканты, мастера брейкданса), санкционированной и неформальной. Малую Конюшенную обычно приводят как пример урбанистической неудачи: за 16 лет первая пешеходная улица Петербурга так и не обросла интересными функциями — ее стали использовать как место для несанкционированной парковки.

Возможно, следующей пешеходной зоной станет участок Большой Морской у арки Главного штаба: по подсчетам «Красивого Петербурга», за день там проходит более 40 тысяч человек (против 2 тысяч автомобилей). Идею устройства пешеходной зоны на Большой Морской поддержали в КРТИ и в Дирекции по организации дорожного движения. Но пока неясно, выделят ли в 2014 году деньги на этот проект.  

share
print