Истории

Пять выводов из московских выборов для Петербурга

После обработки 100% протоколов Сергей Собянин побеждает на выборах мэра Москвы с результатом 51,37% голосов. За Алексея Навального, занявшего второе место, проголосовали 27,24% избирателей. Москвичам оказалось сложно отлипнуть от дивана и показать достойную явку на первых после долгого перерыва выборах. Что это означает для Петербурга, где губернаторские выборы могут состояться в 2015 году?


1. Результат выборов определяет тот, кто в них не участвует

Победа Собянина — результат молчаливого согласия 67% москвичей, которые не пришли на выборы. Также это результат отказа от участия в гонке лидера «Гражданской платформы» Михаила Прохорова, который, даже не ведя активную кампанию, мог оттянуть у Собянина столь пригодившиеся ему 1,5%.

«Низкая явка, вне всякого сомнения, была выгодна власти, — говорит политолог Александр Конфисахор. — На выборы приходят те, у кого сложилась определенная точка зрения на будущее Москвы. Навальному нужно было, чтобы таких людей пришло как можно больше. У власти сложился четкий электорат, который всегда за нее проголосует, он и решил исход выборов».

В Петербурге выборы традиционно проходят интереснее, чем в Москве. В 2003 году Юрий Лужков переизбрался мэром столицы с результатом 75%, в это время в Петербурге шла ожесточенная борьба между Валентиной Матвиенко и Анной Марковой — со вторым туром и теледебатами. Кроме того, наш город обгоняет столицу по явке: на думских выборах в 2011 году разница составила примерно 4%, на президентских в 2012 — 1%. В Петербурге легче растормошить молчаливое большинство, и если избиркомы не поскупятся на информирование о выборах, а потенциальные кандидаты (тот же Прохоров) не «сольются» в последний момент, в нашем городе развернется борьба кандидатов, а не только борьба за явку. И возможность второго тура будет выше.

Чем больше кандидатов и чем веселее кампания, тем выше конкуренция.

2. Системной оппозиции нужно срочно меняться

Кандидат от несистемной оппозиции набрал больше, чем все «системники» вместе взятые. Это при том, что ЛДПР и КПРФ пустили в бой потенциальных преемников нынешних лидеров: Дегтярев выглядел тенью Жириновского и запомнился лишь своим баритоном, Мельников смотрелся интеллигентнее Зюганова, но все равно проиграл несистемному Навальному по простой пропорции — количество проведенных лет в политике на количество сделанных дел. Навальный набрал больше, чем Зюганов на президентских выборах в 2012 году, и больше, чем все либералы на всех московских выборах за 15 лет.

В Петербурге несистемную оппозицию преследуют неудачи: она делает все, чтобы покончить с собой, но пока безуспешно. Популярные в городе политики вынуждены идти на выборы от системных партий, но система в любой момент может заменить их новыми Левичевыми и Митрохиными. Скажем, выставить на пост губернатора Петербурга от «эсеров» Сергея Миронова, а не Оксану Дмитриеву.

«Внутри общество зреют настроения за перемены. Кто сможет этот тренд поймать, тот сможет оказаться на вершине успеха, — уверен Александр Конфисахор. — Лидеры не должны бояться ни тюрьмы, ни сумы, чтобы достичь политического успеха».

3. Социологическим опросам верить нельзя

В августе «Левада-центр» давал Алексею Навальному 18%, ВЦИОМ — 15%. В итоге оказалось, что данные собственной социологической службы Навального, при всей их возможной ангажированности, оказались ближе к реальности. Такая же картина с опросами на выходе с участков.

«Результаты соцопросов перед выборами — это мнения людей, которые могут не стать поведенческим актом, — комментирует петербургский социолог Роман Могилевский. — Чтобы повысить точность, нужно спрашивать у людей условия, при которых они, скажем, останутся на даче и не пойдут на выборы. Кроме того, нужны новые технологии, такие, как sms-оповещение (проект движения «Голос», данные с участков передаются эсэмэской), за ними будущее. Наконец, определенную роль играют симпатии к власти некоторых операторов на рынке социологических исследований».

4. Наблюдателей никогда не бывает достаточно

Несколько участков в Москве оказались вообще незанятыми наблюдателями. По данным движения «Голос», письменные жалобы поданы на каждом десятом избирательном участке. При этом количество жалоб на одном участке колеблется от одной до пяти. Власть может спокойно говорить о честных выборах, поскольку доказать обратное без наблюдателей невозможно.

5. Окраины живут плохо, но голосуют за власть

Судя по данным Московской избирательной комиссии, наибольший процент поддержки Сергея Собянина наблюдается в новой Москве, а также в старых периферийных районах: Ново-Переделкино, Солнцево, Дмитровском, Капотне, Некрасовке, Бутово, Зябликово и так далее.

share
print