Истории

Как добиться ремонта в своем доме и дворе

Ремонт в квартире, подъезде, во дворе – кто должен всем этим заниматься, если собственников много, а хозяйственных среди них – единицы? Пробивные жильцы могут добиться даже того, чтобы лампочки в их подъездах меняла управляющая компания. А безропотные десятилетиями живут в грязной парадной без домофона.

Знающие люди свой рассказ о том, как добиваться ремонта, начинают с долгой прелюдии: сначала, мол, следует заручиться согласием всех жильцов, провести собрание, вместе провести что-то вроде тендера, чтобы выбрать достойных ремонтников. Логично, но очень уж громоздко. Это как если бы средневековые жители спросили современных врачей, как им избавиться от холеры, а те начали подробно рассказывать о вакцинации. Вместо того, чтобы дать для начала совет: кипятить воду.

Павел Галитовский, член инициативной группы «Наблюдаем за ЖКХ», пояснил: ремонт в квартире, если она не приватизирована и формально принадлежит городу — это обязанность наймодателя. К примеру, рассохлась в квартире оконная рама. Хозяйка — немощная старушка. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже, чем через шесть лет, и желательно совмещать с ремонтом фасада. Нормативов, когда следует менять (а не обновлять) оконные рамы, не существует, но это предписано делать, когда проемы подвергнутся значительному износу вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах. Чтобы добиться замены, требуется написать заявление в администрацию района и госучреждение «Жилищное агентство». Указать все видимые признаки износа рамы, а также сроки, когда проводился последний капремонт. В финале заявления — попросить назначить оценочную комиссию «для определения степени износа и принятия решения по полной замене окон». Срок рассмотрения составляет 30 дней плюс время на работу почты. Результатом должен быть мотивированный отказ или решение о замене.

Помните: за то, чтобы в вашем подъезде закрасили надпись, вы уже заплатили авансом. 

Если ремонт не проведен, наниматель может потребовать уменьшения платы за жилье или возмещения своих расходов на самостоятельно проведенный ремонт. Правда, перед этим стоит провести независимую экспертизу, чтобы она подтвердила износ более 61%.

Замена лампочек в подъезде относится к текущему ремонту — на этот счет в квитанциях ЖКУ есть своя графа. Если лампочку долго не меняют, лучше всего написать жалобу в управляющую компанию. Копию направить в Горжилинспекцию, чтобы УК об этом знала и помнила, что скоро к ним, возможно, наведается контролирующая организация. Сроки, в которые должна быть заменена лампочка, официально не утверждены, но обычно чинят до первой проверки ГЖИ или прокуратуры, иначе будет наложен штраф по статье 7.22 КоАП — нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений.

В то же время Марина Акимова, председатель Ассоциации ТСЖ и ЖСК, предлагает такой вариант: управляющая компания должна договориться с жителями дома: мы вам выделяем на год энное количество лампочек, а вы их меняете, когда подойдет срок. Чтобы не заставлять электрика бегать туда-сюда.

Если жалобы не помогли, можно написать в прокуратуру, обязательно рассказав про предыдущие инстанции.

Также к области текущего ремонта относится покраска «некоторых частей нарушения лакокрасочного покрытия подъезда». Помните: за то, чтобы в вашем подъезде закрасили надпись, вы уже заплатили авансом. За текущий ремонт ежемесячно с нас собирают, в среднем, рублей по 200 — лампочки стоят дешевле.

Марина Акимова заявила: по хорошему, жители должны принимать участие в жизни дома и решать все вопросы, касающиеся, например, перекраски стен внутри подъезда, на общем собрании. И уж конечно, планировать бюджет: решать, куда отправлять сэкономленные на сборе электричества деньги – на общем собрании.

«При этом в договоре социального найма – это если человек живет в неприватизированной квартире - должно быть железно прописано, кто меняет батарею, кран, унитаз. Когда-то люди заключали соответствующие договоры, но сейчас сроки кончились, новые условия не заключены, случись что – и вопрос: за чей счет ремонт, повиснет в воздухе.»

Остекление балкона влечет за собой изменение внешнего облика здания, но у нас на это не обращают внимания, если только балкон не глядит на федеральную трассу. В действительности, говорит Марина Акимова, вопрос с остеклением тоже должен решаться на общем собрании жильцов (можно заочном). И даже маленькие балконные баннеры хозяин не может развешивать без согласования с соседями.

По этой же причине – балкон является общедолевой собственностью – с гражданина снимается ответственность за поддержание его в безопасности. Известен случай, когда выросшая на застекленном балконе ледышка оторвалась и убила проходящую под домом девушку. По закону, ответственность за это ЧП должна была нести управляющая компания – жилкомсервис. Но руководство УК доказало, что направляло жильцу предписание с требованием расстеклить балкон. Тот не подчинился, сотрудников сервиса на балкон не пускал, так что привести его в безопасный вид не было возможности. Поэтому наказание понес жилец, а не работники ЖКС.

Куда сложнее ситуация, при которой требуется ремонт фасада. Даже если дом не является памятником архитектуры. Обычное оштукатуривание проходит те же инстанции, что и ремонт подъезда: ГУЖА, жилищная инспекция и т.д. Зато когда речь заходит о капитальном ремонте, решение невозможно принять без собрания собственников дома. 20% ремонта оплатит государство, остальное — сами жильцы.

Чтобы перестроить двор, принадлежащий не ТСЖ, а муниципалам, следует не требовать, а для начала – предлагать. Муниципальное образование должно рассмотреть возможность озеленения, установки игровых или спортивных сооружений, лавочек или вазонов либо просто привести всё это в надлежащий вид. Как правило, муниципальные депутаты отзываются на такие просьбы, если они не слишком фантастичные.

share
print