Истории

Из Петербурга исчезнут узбеки — и на их место придут китайцы

После избиения полицейского на Матвеевском рынке в Москве в Петербурге начались «русские зачистки» — рейды националистически настроенных горожан по торговым точкам. Активизировались и власти: с 1 июля из города выдворены сотни нелегалов. Чем это обернется для Петербурга?

РАБСТВО. Эксперты говорят, что мигрантов стали чаще обманывать с зарплатой, сдавать в полицию. «Сначала приняли человека, у которого не было разрешения на работу, а теперь сами же сдают, чтобы не платить, пугают: «Знаешь, какие зачистки идут, бьют ваших»,  — рассказывает представитель узбекской диаспоры. А замдиректора по науке и декан факультета социологии петербургского филиала НИУ ВШЭ Даниил Александров приводит пример поведения работодателя: иностранные работники приходят в назначенный день за деньгами, но на подходе к зданию их «берет» ОМОН. «А потом владелец предприятия говорит: «Ну что же вы, ребята, ходите без бумаг, вот пропустили работу — теперь вы мне еще денег должны».

«Но работники боятся жаловаться, у предпринимателей есть железный аргумент: «И власть против вас. Сидите тихо или поедете в лагерь, никто ваши жалобы рассматривать не будет, — объясняет заместитель председателя «Новых профсоюзов» Петр Принев. — Рабство тех работодателей, которые держат при себе трудовых мигрантов, сейчас крепчает — работники становятся еще выгодней».

Русская зачистка в Кировском районе 21 августа

  • _DSC0130

    фото:С.Николаев

  • _DSC0148

    фото:С.Николаев

  • _DSC0158

    фото:С.Николаев

  • _DSC0197

    фото:С.Николаев

  • _DSC0206

    фото:С.Николаев

  • _DSC0210

    фото:С.Николаев

  • _DSC0222

    фото:С.Николаев

  • _DSC0232

    фото:С.Николаев

  • _DSC0239

    фото:С.Николаев

  • _DSC0265-2

    фото:С.Николаев

  • _DSC0267

    фото:С.Николаев

  • _DSC0277

    фото:С.Николаев

  • _DSC0286

    фото:С.Николаев

  • _DSC0292

    фото:С.Николаев

  • _DSC0304

    фото:С.Николаев

  • _DSC0307

    фото:С.Николаев

  • _DSC0309

    фото:С.Николаев

  • _DSC0314

    фото:С.Николаев

  • _DSC0336

    фото:С.Николаев

  • _DSC0342

    фото:С.Николаев

ВЗАМЕН. Около метро «Черная речка» еще с весны нерусские пареньки продавали по бросовым ценам фрукты: почти всегда к ним стояла очередь за черешней и персиками. Примерно месяц назад они исчезли — вероятнее всего, в связи с  «русскими зачистками», активисты которых во время рейдов не гнушались сбрасывать продукты торговцев на землю. Петр Принев считает, что торговцы еще вернутся: если не в прежнее место, то перебазируют точку километра на полтора. «На юго-западе возле маршруток стоят зазывалы: как только «шухер» начался, зазывалы пропали, сейчас снова начинают появляться», — приводит он пример.

Эксперт по работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами антидискриминационного центра «Мемориал» Андрей Якимов считает, что нынешняя ситуация коснется мигрантов, которые работают в «белую»: «Думаю, их переведут в «теневой» сектор, они станут «неприкасаемыми». Из города, наверное, не уедут, но будут прятаться, потому что они — вне закона. Конечно, труд их будет еще дешевле, и я думаю, что криминогенная обстановка ухудшится».

Если зачистки будут «убирать» людей из Узбекистана, значит, на их место придут китайцы, у которых с бумагами будет лучше.

«Я только что брал интервью по поводу мигрантов у бизнесменов, они говорят: мигранты из Средней Азии дешевле, русские за эти деньги работать не пойдут, — говорит Даниил Александров. — По словам работодателей, еще дешевле только китайцы, и если зачистки будут «убирать» людей из Узбекистана, значит, на их место придут китайцы, у которых с бумагами будет лучше».

ПОСЛЕДСТВИЯ. «Весь вопрос в том, в чью пользу играют националисты, — рассуждает Принев. — С одной стороны, их действия можно воспринимать как заигрывание с политическим ожиданием, с другой — акция выгодна напрямую ритейлерам. Какой здравомыслящий человек пойдет на рынок за яблоками, чтобы получить палкой по голове? Конечно, все кинутся есть продукты из сетей».

Кроме того, Принев считает, что сложившаяся ситуация «рабства» повлияет на условия труда и российских граждан: «Если у предпринимателя есть бесплатная рабочая сила, с какой стати он будет на другом участке повышать заработную плату российскому рабочему? И интенсивность труда для российского рабочего станет такой же, как и у мигранта, а иначе он будет не выгоден».

Ни Даниил Александров, ни Андрей Якимов с этим не соглашаются, зато оба сходятся во мнении, что сложившаяся в Петербурге ситуация повлияет на внутренних мигрантов неславянской внешности. «У нас в голове не может уместиться простая мысль, что мигранты — это и часть российского общества, это во многом мы сами, — говорит Андрей Якимов. — Больше всего эту дискриминацию понимают тувинцы, калмыки, кавказцы, которые являются гражданами России. Ловят за лицо, а не за паспорт. Был громкий случай, когда тувинца, потерявшего паспорт и плохо говорящего по-русски, пытались депортировать из России, аргументируя это тем, что не существует такого народа в составе России. А в России нерусское население составляет около 30 млн человек». В отличие от Александрова, Андрей Якимов считает, что ситуация может задеть и внутренних мигрантов со славянской внешностью. Например, он полагает, что им гораздо сложнее будет устроиться на работу, не имея регистрации.

«Самое серьезное в этой ситуации — это расизм в отношении видимых меньшинств, — сокрушается Александров. — Вот идет человек, его останавливают и выясняется, что это турист или иностранный студент. «Ну, ничего, и ты тоже в тюрягу». Вот этим все может кончиться».

share
print