Истории

Современные дети мечтают быть продавцами и священниками

Только в детстве, мечтая о будущей профессии, люди не думают о таких понятиях, как престиж, мнение окружающих, уровень будущих зарплат, возможность продвижения по карьерной лестнице. Поэтому нам часто так смешны профессиональные стремления детей, а малыши, в свою очередь, не разделяют наши предпочтения.

Обычно родители, услышав, что их ребенок хочет быть космонавтом, снисходительно улыбаются. Непонятно почему, ведь такая профессия — космонавт — действительно существует, и тысячи людей успешно работают в космической отрасли. Мы посмеиваемся, когда дети мечтают стать артистами, певцами, гонщиками и генералами, но одобрительно киваем, когда ребенок собирается пойти в экономисты или юристы. Представляете, сколько насмешек пришлось перенести тем космонавтам, которые сегодня — герои для миллионов мальчишек и девчонок!

Когда маленькая Марина раскрыла родителям свой самый большой секрет — о том, что она мечтает стать археологом — те в ужасе переглянулись. Мама и папа были знакомы с представителями этой экзотической профессии и знали, что археология — это безденежье, бесперспективность, постоянные мотания по стране, неприкаянность… Марину надо было вразумить — и ей торжественно рассказали, что все интересные находки и открытия давно сделаны, и современным археологам ничего интересного уже не осталось. Всю ночь Марина рыдала. Сегодня, уже выросшая и ставшая успешным журналистом, она рассказывает мне эту историю, и ее голос полон обиды.

Конечно, родители хотят, как лучше: чтобы чадо обеспечило профессией безбедную жизнь, без ежедневных забот о хлебе насущном. Но как забавны и удивительны детские мечты без этих строгих рамок! Мои дети очень долго на вопрос «Кем хочешь стать?» отвечали: «Продавцом в ларьке». Их поражало богатство и разнообразие вкусностей в этом торговом заведении, и продавец в глазах детей был владельцем несметных сокровищ. Знакомый мальчик, семилетний Саша, хочет быть водителем автобуса — чтобы ездить по разным городам, каждый день знакомиться с новыми людьми. Воьмилетняя Вика мечтает стать юнгой и целый день сидеть на мачте, всматриваясь, не покажется ли земля. Пятилетний Иван говорит, что станет рабочим — чтобы помогать всем-всем людям.

А маленький Стасик, когда бабушка сводила его в церковь, сообщил умиленным родителям, что станет священником. Он «раскололся» только через несколько лет: мальчик был уверен, что монетки, которые люди бросали на большие блюда в храме, предназначены специально для священнослужителя, и Стасик «тоже хотел бы иметь так много денежек».

Комментарии родителей:

Светлана Ильина

— Наш папа работает допоздна, ребенок его все время очень ждет. А недавно сын заявил, что хочет быть крановщиком. Чтобы с большой высоты смотреть каждый вечер, как папа идет с работы.

Марина Богданова

— Дочка пока осторожна в выборе профессии. Но суть в свои два с половиной года улавливает — говорит, что непременно будет работать. Сейчас у нее этап глобального знакомства с миром — ее интересует все. Для меня важно, чтобы к тому самому возрасту она точно знала, кем хочет стать. Чтобы выбрала профессию не потому, что «так сложилось», «модно», «престижно», «денежно», а потому что душа требует любимое дело.

Сергей Корнеев

— Мой сын мечтает стать военным или строителем. Я его настраиваю на то, что все профессии хорошие, но важно думать о главных ролях. То есть если строитель — то архитектор, проектировщик, а если военный — генерал. Это интереснее, чем быть исполнителем.

Михаил Романенко

— Главное, чтобы сын получил высшее образование, а в какой области, пусть выбирает сам. Я соглашусь и с непривычными профессиями типа художника, ведь если есть образование, то и отношение серьезное.

Павел Семенов

— Спросил у детей: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Средний (пять лет): «Водолазом». Младший (три года): «А я — акулой!» Старший (восемь лет): «Продавцом» (в последнее время пытается кому-нибудь что-нибудь продать, чтобы заработать денег на мороженое и игрушки. То малину соберет, то рыбу поймает и сразу предлагает у него купить).

Мечты — это всего лишь мечты, и в столь раннем возрасте о выборе реальной профессии говорить рано. Человек определяется с профориентацией только в старших классах, начиная изучать дополнительные предметы для поступления в институт на выбранную специальность. Так что отговаривать смысла нет, проще согласиться, ведь все равно — время покажет.

Комментарий психолога:

Елизавета Смирнова, детский психолог

— Малыши часто останавливают свой выбор на профессиях, исходя не из сути работы, а по внешним атрибутам. Например, красивая форма, фирменная фуражка способны покорить сердце любого маленького мальчика. Часто дети наделяют профессию выдуманными свойствами или идеализируют ее: например, считают, что врач лечит не только детей, но и зверюшек и букашек (как доктор Айболит), смотритель в зоопарке не только ухаживает за животными, но и понимает язык зверей, а полицейские — это такие неубиваемые супермены, всегда побеждающие зло.

Вырастая, дети начинают понимать, что любая профессия — это прежде всего труд. Большое влияние на подростка имеет мнение родителей, которые могут запретить или наоборот настоять на выборе будущей специальности, исходя из своих понятий о том, что  лучше для ребенка. Но не забывайте, что на нелюбимой работе человек не сможет воплотить тот потенциал, с которым пришел в мир, будет испытывать чувство неудовлетворенности, страдать. Выбирая профессию, прежде всего думайте о способностях ребенка, его предпочтениях и стремлениях.

Часто родители радуются, когда их чадо говорит, что хочет пойти по стопам родителей, быть «как папа — врачом» или «как мама — парикмахером». Но будьте осторожны, убедитесь, что у ребенка действительно есть способности и качества, необходимые для этой профессии. Авторитет родителей тут может сыграть злую шутку, задавив истинные желания ребенка. Познакомьте своего сына или дочь с разнообразием профессий, расскажите, сколько в мире интересных занятий и специальностей.

share
print