Истории

Нового сотрудника на работе обнюхивают, взвешивают, смотрят в зубы

Петербургские работники научились блюсти дресс-код только в середине 2000-х, а правильно пользоваться парфюмом не умеют до сих пор. В 9% случаев менеджеры по персоналу отказывают соискателям именно из-за их запаха. Кроме того, мало шансов найти работу у людей тучных, с плохими зубами, а также у выпивавших накануне. А вот с тем, что у кандидата в голове, – одни мультики, соцсети и порнография, работодатель обычно не интересуется.

По данным агентства Superjob, только четверть россиян отказывается от парфюма, собираясь на интервью с работодателем. А потом кадровики говорят как бы про себя: мы решили пожалеть обоняние клиента, поэтому нам этот товарищ оказался не нужен. Каждый десятый соискатель, собираясь устраиваться на работу, душится каким-то особым парфюмом. Иногда даже специально покупает — для такого случая. Молодежь придает запаху большее значение, чем пожилые. Люди со средним доходом (35-45 тысяч рублей) тоже больше озабочены запахами, чем те, кто получает меньше.

Но резкий запах парфюма — пустяк по сравнению с запахом немытого тела. Вот весомая причина, почему соискателям отказывают, причем, самым разным — как тем, кто претендует на должность менеджера, так и простым рабочим. Большое значение имеет площадь кабинета или склада, где ему предстоит работать. «На моей памяти был случай, когда завернули кладовщика, которому предстояло работать в комнатке 15 квадратных метров, — говорит HR-специалист Денис Кузин. — Не только менеджер, но и квалифицированный рабочий, в хорошем коллективе, не должен доставлять дискомфорт окружающим».

Любопытно, что два современных экономических кризиса с разницей в 10 лет (1998 и 2008 года) грянули как раз летом. Последовали сокращения, народ бегал, как ошпаренный, нанимаясь на работу, по жаре… Но одно дело — просто вспотеть, другое – ходить три дня немытым, и чуткий нос менеджера это сразу улавливает. Так объяснили рекрутеры. Еще они рассказали, что 10% петербургских офисов уже оснащены душевыми кабинами. И что ими пользуются не только топ-менеджеры, которые работают 15 часов в сутки с перерывом на фитнес, но и сотрудники среднего звена, приезжающие на работу на велосипеде.

Однажды искали человека на место менеджера по сбыту. Нашли идеального кандидата — нужный возраст, нужный стаж, опыт работы как раз в нужной сфере. Без особых запросов… Работодатель отказал: говорит, с таким запахом невозможно общаться. А я, поскольку сидел рядом, не мог не согласиться.

Парфюм и нечистоплотность — довольно распространенные причины отказа в трудоустройстве, на третьем месте — тучность. Не только курьеру или экспедитору, но, например, кладовщику могут отказать в приеме из-за лишнего веса. «Была история, — говорит Денис Кузин, — когда отказали диспетчеру: абсолютно сидячая должность. Тучность у кандидата была болезненная, а кому захочется брать человека, у которого проблемы со здоровьем: из-за больничных все время будут срываться рабочие графики».

Плохие зубы — довольно частая причина отказа для кандидата на офисную должность. Имеется в виду не запах изо рта (это причина номер пять), а просто неэстетичный вид. «Однажды искали человека на место менеджера по сбыту. Нашли идеального кандидата — нужный возраст, нужный стаж, опыт работы как раз в нужной сфере. Без особых запросов… Работодатель отказал: говорит, с таким запахом невозможно общаться. А я, поскольку сидел рядом, не мог не согласиться».

Шестая причина — приход на собеседование в слегка поддатом виде. Чаще это случается у дам, поскольку алкоголь из женского организма выветривается медленно. Соискательница могла пить накануне, а выхлоп чувствуется сейчас. Чем проблемней кандидат, тем неадекватней он себя ведет. Уж ему-то невозможно сказать: приведите рот в порядок, и работа будет вашей.

Седьмая причина для отказа — излишняя нервозность. Пришла женщина в годах, претендующая на должность бухгалтера. Сидела, дрожала, комкала платочек, отвечала невпопад. Собеседование одновременно ведут HR-специалист и будущий работодатель. В конце беседы рекрутер по-дружески посоветовал расслабиться и не нервничать. И тут же услышал раздраженный ответ: парочка самоуверенных молодых людей специально, дескать, запугала соискательницу и старалась лишний раз сбить ее с толку.

Но нервозность эта объяснима. Люди давно ищут работу. Рекрутеры говорят им: ждите звонка, а сами не отзваниваются. Не прошла кандидатура — человека надо об этом уведомить, но рекрутеры не хотят быть вестниками печали. Естественно, соискатели начинают нервничать.

А вот курение — довольно редкая причина для отказа. Обычно еще при телефонном собеседовании кандидату заявляют: в конторе все борются за здоровый образ жизни, и на работу берут только некурящих. Но таких шефов в городе пока не много.

Несоблюдение дресс-кода когда-то было чрезвычайно распространенным поводом отказать в приеме на работу, но сейчас все более-менее приучились выбирать правильную одежду. Конечно, бывают смешные ситуации: кандидату звонят на мобильник и приглашают в офис для интервью, но желательно прямо сегодня. Тот приезжает прямо с теннисного корта — в шортах. Но, если работодателя предупредить, он посмотрит на такое сквозь пальцы.

Когда-то бытовала шутка, что кандидатам при трудоустройстве положено задавать несколько вопросов про социальные сети — экзамен проходил только тот, кто ни о «Контакте», ни об «Одноклассниках» не имел понятия. Сейчас все изменилось. Наоборот, работодатель довольно часто смотрит личные странички будущих подчиненных, а те и понятия об этом не имеют. Сегодня менеджеры по персоналу просят лишь не зависать в соцсетях в рабочее время и не сообщать на страничке название своей фирмы.

Добавим, что сами соискатели после интервью обычно отказываются поступать на работу по трем причинам. Основная — неинтересная работа, плохая зарплата и график. Но еще 7% заявляют, что им не понравился офис, и стольким же мог не приглянуться начальник.

share
print