Истории

Год культуры под руководством Валентины Матвиенко будет, как ее наряды: с золотом и завитками

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании организационного комитета по проведению Года культуры. Его возглавит экс-губернатор Петербурга, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Что теперь будет с нашей культурой, рассуждает журналист Дмитрий Губин.

У Валентины Матвиенко специфический вкус по части культуры. Достаточно вспомнить, как она одевалась. Ходят упорные легенды, что она привезла из Греции персонального модельера.
 
  • _MG_1307_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_1313_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_1970_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_2001t_Kitashov_Roma_580.jpg

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_2860_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_2886_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_4812_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_6062_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_6836_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_6894_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_7417_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

  • _MG_7425_Kitashov_Roma_580.JPG

    Валентина Матвиенко. Фото: Роман Киташов.

 
Год культуры, который будет курировать Матвиенко, безусловно, подпадет под этот стиль и понравится так называемому простому россиянину. Там должно быть все, что он любит. Это должно быть богато и сложно, там должны присутствовать завитки а-ля итальянское возрождение, которые, в действительности, не имеют ничего общего с возрождением, барокко, первым, вторым и разве только уж с каким-нибудь седьмым рококо... Должно быть золото, пышность, должен быть сюжет. Все это, по чистому недоразумению, средний россиянин считает признаком культуры, наивно путая культуру с искусством и наивно пологая, что чем богаче и сложнее, тем выше расположена культура.
 
На самом деле культура — это всего лишь способ жить, некий набор правил и, если хотите, обрядов. В этом смысле культура не бывает богатой или низкой. Одни люди бросают кости у костра там же, где они съели зажаренное животное. Другие роют выгребные ямы. Это разные культуры, и одна является выше другой по единственному признаку: та культура, которая выше, уже прошла этапы культуры, которая ниже.
 
Избыток европейских иномарок в России лучше всего подтверждает, что наша страна — не Европа.
 
Если под словом культура все-таки подразумевается искусство, для России от этого ничего не изменится: искусство делается не из-за патронажа, искусство создается не за деньги и не по приказу государства (хотя иногда за государственные деньги). Искусство создается, потому что невероятным образом рождаются люди, которые видят мир иначе, чем видели до них. Они начинают активно передавать обществу свое знание, после чего общество не менее активно дает им по голове.
 
Ставь Валентину Иванову куратором это процесса или не ставь — ничего не изменится. Я бы Марата Гельмана предпочел, но увы... Я вообще не жду ничего хорошего от культуры, которую курирует государство. Все, что делает государство, становится все более бесчеловечным, бездушным, прямолинейным и совковым. Конечно, есть исключения: в Москве Сергей Капков реализует концепцию огражденной либеральной культуры. Он считает, что если забором оградить парк Горького, «Гоголь-центр», Сокольники или сад «Эрмитаж», там внутри сможет существовать культура, которая считается либеральной, хипстерской, европейской, иноземной и вообще глубоко чуждой нам по духу. 
 
А нужна ли нам европейская культура? Да, безусловно, нужна. Она гораздо более гуманистична. Гораздо более человеколюбивым является разрешение лежать на травке и устраивать там пикник, чем требование не ходить по газонам. Гораздо более человеколюбивым является передвижение на велосипеде или на роликах, чем на машинах с мигалками. России это необходимо. Но в России этого не может быть точно, по крайней мере, сейчас.
 
Россия никогда не была Европой, потому что Европу отличают не ее внешние проявления. Европу отличает ее внутренний каркас, который стягивается лучами: западная церковь, итальянское возрождение, античность. Россия ничего этого даже близко не проходила. Ничего из этого в наследство не приняла и не усвоила. Россия, согласно определению Сэмюэля Хантингтона (американский социолог и политолог), является «разорванной» цивилизацией. У нас начальство смотрит в сторону Запада, а народ — в другую сторону. В нашем случае — в сторону азиатской культуры. Хотя она не азиатская, а отрицающая европейскую. 
 
Со времен Петра I мы живем примерно так же, как турки после Кемаля Ататюрка. Мы все время притворяемся европейцами, стремимся перенять европейские достижения, но категорически не приемлем европейскую основу. Под словом «мы» я подразумеваю не только начальство, администрацию президента или Валентину Матвиенко. Я подразумеваю то, что называется российской народ. Избыток европейских иномарок в России лучше всего подтверждает, что наша страна — не Европа.
share
print