Истории

На местах для инвалидов паркуются наглые, хитрые и охранники

Лидер движения «Честный Петербург» Никита Сорокин провел рейд на парковках у супермаркетов, призывая к порядку водителей, паркующихся на местах для инвалидов. Понимания у водителей он не встретил. Штраф за парковку на особых местах еще два года назад подняли до 5000 рублей, но инспекторы ГИБДД нарушителей не штрафуют, проявляя, по-видимому, какую-то с ними солидарность. Сами инвалиды говорят, что повышение штрафов результатов не даст, как и тупое увеличение числа паркомест – очень уж неразумно они порой устроены.

У Сорокина, который снимал нарушителей на камеру, все диалоги сводились к трем финалам. Совестливые машину переставляли. Наглые хамили и обещали дать по рукам, не обращая внимания на то, что активист сам является инвалидом. Хитрые убегали, не дождавшись приближения человека с камерой, тем более, что сам Никита быстро бегать не может. За несколько дней руководитель «Честного Петербурга» объездил все супермаркеты «Лента». Самая неприятная ситуация наблюдалась, пожалуй, в магазине на Выборгском шоссе: там даже метки на асфальте стерлись.

Понимания у охранников и администрации Никита не нашел. Во-первых, ЧОП-овцы очень нервно реагировали на камеру. Во-вторых, заявляли, что гонять наглецов у них нет полномочий. В-третьих, на просьбу вызвать ГИБДД отвечали: они все равно приедут слишком поздно. Так оно в итоге и получалось. В результате Никита отправил свои гигабайты отснятых видеороликов на горячую линию УГИБДД. Там, возможно, разберутся и пришлют нарушителям штрафы на дом.

Когда «Мой район» опросил здоровых автомобилистов — потенциальных нарушителей парковочного правила — выяснилось, что далеко не все готовы умереть от угрызений совести.

«Этих парковочных мест для инвалидов слишком много»;

«Я не один нарушаю, пусть тогда всех привлекают к ответственности»;

«Я же ненадолго, только за телефон заплатить»;

«То место, где я встал, было очень далеко от входа, думаю, что значок с коляской на нем нарисовали по ошибке»;

«Почему эти места не обозначают еще и так, чтоб их было видно издалека, скажем, с помощью флажка? А то выруливаешь из другого ряда, подъезжаешь к дырке, а там, оказывается, нельзя парковаться, хотя она в середине парковки, а не с краю».

На последнюю реплику, кстати, есть ответ: места для инвалидов должны быть чуть шире обычных машиномест, поэтому их часто делают, где есть такая возможность, а не где следовало бы (у дверей магазина).

По ГОСТу, число паркомест для инвалидов должно составлять 10% от общего числа. «Но очень часто бывает, что эти же места с утра уже заняты — директором магазина, менеджерами, охранниками, — комментирует инвалид-опорник Сергей Поюнов. — Причем они ставят свои машины за барьеры, а поскольку машины всегда одни и те же, гаишники могут и не знать, что там вообще-то инвалидная парковка, а не служебная. Бывало, я туда подъезжаю на своей машине с ручным управлением, сигналю… Охранник смотрит непонимающе. И только через минуту до него доходит, он отодвигает барьер и в виде большой любезности пускает меня на свободное место».

Сами инвалиды очень обижаются, когда им намекают, что 10 процентов мест — это уж чересчур. Так у нас в Ленинграде в 80-е годы проектировали дороги и улицы. Зачем лишние магистрали, если в городе мало машин? Когда их стало много, перестраивать было поздно. Так и с инвалидами: если все, кто еще имеет силы, выедут на улицу на своих колясках, как это происходит в америках, парковочных мест резко перестанет хватать.

Нет, 10% — это самое то. «Я поездил по Европе, Азии и Австралии. Я везде видел эти 10%, — говорит инвалид Павел Запорожец. — Только там ведь эти места не занимают, потому они бросаются в глаза. У каждого инвалида есть своя идентификационная карта, со спецномером. Финны крепят его к козырьку, остальные на лобовое стекло. Любой полицейский, увидев машину на этом паркоместе, может проверить номер карточки, убедиться, что она закреплена именно за этим автомобилем и этим водителем. Я вот тоже парковал машину, тут же появился полицейский. Но у меня такая карта была, поэтому он взглянул и ушел».

По словам инвалидов, единственное торговое пространство в городе, где все парковочные ГОСТы соблюдаются, — это ТЦ «Радуга» в Московском районе.

Бессмысленно требовать от гаишников провести хотя бы один рейд по отлову неинвалидов, паркующихся на запрещенных для них местах. Почему? Да потому что гаишники сами не знают, какому документу верить. Им суют под нос пенсионное удостоверение (45-летний военный пенсионер, крепкий как танк и наглый как дуб). И гаишники верят. А справке ВТЭК, где надо вчитываться и разбираться в подробностях диагноза, могут и не поверить. По правилам, у нас правом поставить машину на такое место обладают только инвалиды-опорники. У тех, кто ходит на костылях из-за перелома, есть моральное право встать на инвалидное место, а юридического — нет. Что касается инвалидов-сердечников, которым тяжело и опасно много ходить, то им такое право можно, в принципе, оформить, если есть уже 1-я группа. Но универсальной инвалидной карты у нас не придумано, а про справку ВТЭК мы уже сказали.

«Можно, конечно, проводить с гаишниками занятия, знакомя их со всевозможными документами, дающими или не дающими права на удобную парковку, — говорит Павел Запорожец. — Но они меняются чуть не ежемесячно: сами отследить не успеваем. Можно добиться внедрения карты с уникальным номером, а карту уже будут выдавать в собесах, где лучше знают свой контингент. Но мне страшно думать, сколько попилят денег при их внедрении. Не говоря уж о том, что часть карт неминуемо достанется дамочкам из собесов и поликлиник».

Напомним, что парковочные рейды активно проводились полицией в 2011 году, то есть сразу после увеличения штрафов. Сейчас не проводятся, хотя инвалиды-активисты то и дело напоминают об их необходимости.

share
print