Истории

Капитан Фролов и его солдаты

Главной задачей командира он считает сохранение жизней вверенных людей

В любой, самой сложной ситуации Владимир Фролов мог принять решение в три секунды. Он усвоил, что лучший принцип воспитания это правило «Делай, как я!». Так воспитывал его отец, и так, став командиром, воспитывал своих солдат Владимир Александрович.

После окончания Ленинградского военного артиллерийского училища его откомандировали в Узбекистан. Под командованием лейтенанта Фролова было тридцать, чуть младше его по возрасту, солдат. Взвод новобранцев предстояло научить стрелять из пушки. Свой первый выстрел Владимир Александрович сделал еще в детстве. И потому объяснять уже ставшее привычным было для него совсем не трудно.

Гораздо сложнее оказалась задача воспитания солдат. Одно из основных нарушений солдатского быта оставалось неискоренимым – строгий запрет на курение новобранцы игнорировали. Завидев командира, незадачливые курильщики пытались мгновенно спрятать окурок, и чаще всего единственным укрытием для «бычка» был солдатский карман. А чего только нет у новобранца в кармане? И несколько крупиц пороха там всегда найдется, и промасленное пятнышко отыщется. Так от невинного «бычка» случались у солдат серьезные ожоги. И тогда командование приняло решение – устроить торжественные похороны солдатского «бычка»

«Незабываемое зрелище», – смеется Владимир Александрович. Похороны «бычка» готовились со всей серьезностью и тщательностью. Были назначены взвод плакальщиков и взвод факельщиков. Готовились прощальные речи. Делался помост, на котором в куче песка возлежал многострадальный бычок, а рядом уже были подготовлены крест и могила.

Процедура была столь впечатляющей, что завершающий момент – сжигание чучела солдата – каждый из присутствующих ощущал просто кожей. «Поскольку я хоронил «бычки» не однажды, сам уже никогда не смогу взять в руки сигарету, – признается Владимир Александрович. – Впечатывается в сознание намертво».

Ему было 28 лет, когда он впервые был отправлен в официальную командировку в зону боевых действий. Это был Карабах. Командир минометной батареи, он должен был охранять обстановку на блокпостах. Но главной своей задачей как командира Владимир Александрович всегда считал сохранить жизнь вверенных ему солдат.

«Чаще всего смерть – глупая штука», – с грустью говорит Фролов. Сам он сотни раз объяснял своим подчиненным правила армейского быта на войне. И всегда хотел лишь одного – чтобы не пришлось потом смотреть в заплаканные глаза матерей этих мальчишек. После Карабаха была Осетия. После Осетии – Чечня. За успешное проведение военных операций в зоне боевых действий капитан Фролов был удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством».

Ему приходилось хоронить своих товарищей, столкнуться с ужасающими своим цинизмом случаями предательства. Но именно на войне понял Владимир Александрович, что человек существо всемогущее. «Мое сердце, – сказал мне в конце разговора Владимир Александрович, – стало мудрым, но не потеряло способности любить». И я пожелала ему похожих на него сыновей.

share
print