Истории

Петербург стали уничтожать меньше: активисты борются, власти очищаются

Лето 2013 года Петербурге подарило массу позитивных новостей на градозащитном поприще. Здания отказываются сноснить, парки — застраивать. Мы собрали их в одном месте, чтобы понять: является ли это случайностью, или такова новая осознанная политика властей.

Лопухинский сад — восстановлен в прежних границах

В 2005 году власти Петербурга отдали территорию бывшей лодочной станции на Аптекарском острове в аренду застройщику. В 2009 году ее приватизировали для строительства 33-метрового отеля. Началось согласование строительной документации.

Однако 13 августа 2013 года экспертиза доказала: лодочная станция является частью Лопухинского сада — объекта культурного наследная, который запрещено застраивать. Сад, который находился на грани уничтожения и пришел в запустение, включен в программу капитального ремонта на 2013–2014 годы. Градозащитники празднуют победу.

Концепция строительства жилого комплекса на Обводном канале — отправлена на доработку

9 августа. Комплекс высотой 70 метров, который мог нарушить небесную линию города и усугубить траспортные проблемы, не понравился Градостроительному совету.

Строительство спортшколы в парке Есенина — не согласовано

Парк рядом с метро «Улица Дыбенко» планировали частично застроить. Здесь должна была появиться теннисная школа, формально — социальный объект, ради которого можно вырубать деревья. Но площадь застройки (три футбольных поля), планируемый паркинг и прочие объекты инфраструктуры, указывают на то, что это, скорее, бизнес-проект.

25 июля 2013 года Комиссия по землепользованию и застройке отказалась согласовывать строительство школы. По формальной причине: инвестор нарушил процедуру публичных слушаний. У градозащитников другие аргументы против строительства: парки запрещено застраивать больше, чем на 3%. План застройщика превышает этот показатель в 14 раз. Защитники парка оптимистично смотрят в его будущее.

Строительство храма в парке Малиновка — признано незаконным

22 июля 2013. Из-за превышения пределов застройки в три раза суд признал незаконным строительство храма в Красногвардейском районе. Решение может быть оспорено в Верховном суде, но тенденция налицо.

«По Малиновке и Есенинскому парку сыграло на руку законодательство, которое отличается от законов по защите исторических зданий, — рассказывает руководитель группы ЭРА Алексей Ярэма. — Кроме того, там были мощные инициативные группы на местах и оппозиция районных администраций как следствие их не особой заинтересованности в данных инвесторах».

Строительство торгового центра на месте Фарфоровского кладбища — признано незаконным

20 июня 2013. Суд удовлетворил иск петербуржца Александра Гутана, у которого на территории бывшего кладбища похоронен родственник. Таким образом суд подтвердил: ничего, кроме зеленых насаждений, в этом месте быть не может. В июле Комитет по градостроительству и архитектуре обратился с жалобой на иск Гутана, так что история не завершена. Но от немедленной застройки этот участок в Невском районе спасен.

Руководитель экологического центра ЭКОМ Александр Карпов считает, что история с Фарфоровским кладбищем — пример грамотного разрешения конфликтов. «Не знаю, связано ли это с приходом нового «строительного» вице-губернатора Марата Оганесяна, но город принимает здравые решения. По Фарфоровскому кладбищу предлагает владельцу участка договор мены: приватизированный участок переходит в собственность города взамен другого. Такой же способ использовался в случае с двумя детскими садами», — рассказывает эколог.

Строительство торгового центра у метро «Чкаловская» — приостановлено

18 июля. Правительство Петербурга приостановило строительство до принятия окончательного решения. За несколько дней до этого жильцы устроили стихийный митинг в сквере, поддержать их приехал председатель ЗакСа Вячеслав Макаров. Вице-губернатор Марат Оганесян рекомендовал застройщику отказаться от своих планов. Сейчас компания восстанавливает благоустройство сквера.

Кроме того, две хорошие новости пришли с законодательного поприща. 15 июля Георгий Полтавченко подписал закон, обязывающий застройщиков получать разрешение на строительство при сносе зданий. А также разрешение на снос самовольных построек выше трех этажей. До этого в законодательстве существовал пробел: застройщики сначала сносили объекты культурного наследия, а потом добивались от властей разрешения строить на их месте. Еще один закон запрещает уничтожать скверы в кварталах реновации.

«Все эти хорошие новости — закономерность, а не случайность, — считает Александр Карпов. — Первый тренд исходит снизу: не спадает деятельность граждан и движений по отстаиванию своего пава на город. Какие-то группы решают свои задачи, передают опыт другим и так далее. На выборах в ЗакС в 2011 году произошла консолидация граждан на градозащитной платформе, туда попало достаточное количество депутатов-градозащитников. Они формируют институциональную базу. Не последнюю роль играют наши контакты с правительством — все эти градостроительные советы, совещания в комитетах и так далее. Одним словом, градозащита плотно вросла в городскую политику.

Второй тренд — это политика Полтавченко. По моим наблюдениям, он вычищает из администрации людей, связанных со сложившимися кланами. Не могу дать гарантию, что люди, которые приходят на смену, не связаны с другими кланами. По крайне мере, они не связаны старыми обязательствами. За исключением тех случаев, когда обитателям Смольного раздаются прямые звонки из московских кабинетов. Нарушения законодательства, которые делались под обещание, что власть закроет на это глаза, всплывают в судах.

Наконец, третий тренд — это спад деловой активности. Многие, кто вел агрессивную политику по захвату земельных участков, сейчас терпят крах».

Алексей Ярэма считает, что власти по-прежнему разрушают город: «Единичные случаи с парком Малиновка и парком Есенина не влияют на ситуацию в целом, и тем более на ситуацию с сохранением исторических зданий. Только за последние две недели снесен комплекс зданий в Зеленковом переулке, вчера появилась новость о сносе сталинского здания по Корабельному переулку, 4 — это рядом, но проект уже другой. Кроме того, со дня на день пойдет под снос Дегтярный, 26. Никакого позитива нет».
 

share
print