Истории

В Петербурге, как и в Москве, массово погибают голуби

В Петербурге - как никогда много больных и мертвых голубей. Одни говорят, что причина тому - крысиная отрава, но орнитологи это отрицают. Другие винят жару, но глядя на термометры, слабо веришь в эту версию. Ветеринары утверждают, что массовой травли птиц в Петербурге не будет, как бы ни раздражали голуби – или «воздушные крысы», «крылатые кишечники», как их еще называют.

Аналогичная история наблюдается в Москве, но там птицам уже поставили диагноз: азиатская чума, она же болезнь Ньюкасла. Как и орнитоз, эта болезнь особенно опасна для скученно живущих птиц. А голуби, что в Москве, что у нас, собираются подчас в гигантские стаи.

На интернет-форуме LittleOne петербуржцы сообщают, где часто видели умирающих птиц: кто на Охте, кто на Васильевском острове, кто в Купчино.

«Дворники почти не убирают, тушки лежат по несколько дней, ими даже кошки брезгуют», — жалуются местные жители. «Вчера отгонял птиц от машины, а то сидят прямо перед колесами. Топнул ногой — не улетают, ткнул ботинком легонько — отходят, переваливаясь, в сторону, и все. Летать, наверное, разучились».

Общее резюме такое: птиц стали часто давить машинами, но они сами виноваты. Что это за пернатое, если не может выпорхнуть из-под борта авто, разъезжающего по двору на небольшой скорости? В результате люди чуть ли не ежедневно видят тушки раздавленных птиц. Для детей это стресс. Кто-то считает, что еще неделю назад птицы пребывали в апатии из-за жары, кто-то даже видел предполагаемых виновников птичьей болезни: санитарные службы, рассовывавшие яд для крыс, которым голуби якобы и травятся.

«Ну, это уже страшилка, — заявил орнитолог Олег Смирнов. — Никто птиц не травит, а захотел бы — не смог. Они чутко понимают, когда их пытаются накормить отравой, и срыгивают ее. У меня было два случая с воронами. В первом птицу пытались поймать, а для этого — накормить снотворным. Едва снотворное вместе с едой попадало в желудок, птица его срыгивала, даже если на вкус эта смесь не отличалась от обычной еды. А в другой раз у нас был большой эксперимент по изучению влияния на птиц кадмия — это такой тяжелый металл, который очень вреден, но, увы, в городе встречается часто. Надо было выяснить, где — в каких органах и тканях — у птиц он накапливается. Вырастили большую партию птиц: сороки, вороны, чайки. Накормили едой с кадмием, птицы тут же заели эту смесь обычной пищей и срыгнули. Отрава в организм не попала. Что ж, убрали из клеток всю еду, снова подсунули лепешечки с кадмием. Тогда подопытные заели ее стружкой, которой были устланы клетки. И опять все наружу. Убрали стружку, в третий раз подсунули кадмий. Птицы съели, в клетке у них пусто… Нет, стали друг у друга вырывать перья и проглатывать. И опять извергли кадмий из организма. Правда, то был опыт с воронами, а голуби — птицы глупые. Но не до такой степени, чтобы не суметь выдавить из себя крысиный яд».

По словам Олега Смирнова, популяция голубей в городе действительно могла уменьшиться: из-за ворон. Те, мол, поняли, что молодые голубята, слетки, которых еще кормят взрослые голуби — это вкусная и здоровая пища. Подлетают к ним, пользуясь тем, что молодой птенец может принять ворон за родителей, хватают и съедают.

Возможно также уменьшение количества ласточек, дроздов и других перелетных птиц. В данном случае причина другая: прошлогодний мороз в Европе, скажем, в Южной Франции, куда эти птицы отправляются на зимовку.

Травить птиц в городе никому в голову не придет, так как зрелище умирающего голубя — большой стресс для горожан, особенно самых маленьких. Особенно если у того синдром  «вертячки»: он мечется, агонизирует, а не просто засыпает.

Ветеринар Евгений Карпов пояснил, что не могут голуби умирать и от голода, так как в городе неплохая кормовая база, и у птиц есть все, что нужно.

Существует, правда, еще и орнитоз, поэтому надо четко запомнить: гладить, хватать, сажать на плечо уличных птиц нельзя. Больная птица — легкая добыча, в том числе для детей. А потом ребенок может заболеть сам и заразить других. По словам врача-орнитолога Галины Жестковой, орнитозом в Петербурге заражены до 80% голубей. У синантропной птицы, каковой является голубь, лучше получается жить при человеке — в этом случае продолжительность жизни одной птицы может достигать 15 лет, в то время как на воле — только четыре года. Но ни о каких эпидемиях речь не идет. Иначе бы у нас закрыли зоопарк, как поступили, когда грозила опасность птичьего гриппа.

Получается, что орнитоз — что-то вроде чахотки, многие люди ею инфицированы, но заболевают единицы, так как живут в хороших условиях и нормально питаются. Сто лет назад все было иначе, поэтому болезнь косила, как чума. Что-то, видно, сегодня подкосило и птичек, раз они так плохо переносят стандартное заболевание.

share
print