Истории

Предвыборный ликбез: Куда делся кандидат?

Мы продолжаем публикацию материалов, которые помогут горожанам подойти к выборам во всеоружии

В ходе кампании партии представляют кандидатов по территориям. Но, голосуя за конкретного человека, надо понимать, что на самом деле мы голосуем не за него. Больше того, возможно, в вашем округе вообще не окажется депутата, к которому можно прийти на прием.

Чтобы кандидат стал депутатом, его партия по городу должна набрать не менее семи процентов голосов. Иначе место в Собрании ему не светит – даже если 99 процентов избирателей отдельной территории проголосовали за него.

Барьер взят – что дальше?

Предположим, партия H. выдвигала кандидатов по всем 50 территориям и набрала 50 процентов голосов. Значит, она получит половину – 25 мест – в Собрании.

– Первыми получат мандаты те, кто входит в первую тройку партийного списка.
– Остается 22 мандата, которые надо разделить между 50 кандидатами. Как это сделать?
– Считается процент проголосовавших за партию на каждой территории: чем он выше, тем выше шансы «партийца».
– Составляется список: на территории «1» за партию Н проголосовало 70 процентов, на территории «2» – 65 процентов, на территории «3» – 60 процентов.
– Каким будет «проходной балл» и кто пройдет в парламент, предсказать невозможно.

Но в выборах участвует не одна партия

Для простоты предположим, что среди победителей оказалось еще две организации, одна из которых получила 20 мандатов, а другая – 5. Делить их будут по описанной выше схеме. Не исключено, что на территории «3», где «прошел» кандидат партии Н, остальные 40 процентов голосов были отданы кандидату от партии М. И среди своих товарищей по списку этот кандидат окажется в числе лучших – ведь если в целом по городу партия М набрала меньше процентов, чем партия Н, то и «проходной» балл у нее будет ниже.

То есть возможны ситуации, когда от одной территории окажутся избранными не один, а два депутата. Но число мест в парламенте лимитировано: значит, другой округ может остаться без депутата.

Разумеется, приведенная схема весьма условна. Очевидно, например, что в первые тройки большинства партий, которые будут участвовать в выборах, включены так называемые «паровозы» – люди узнаваемые, но явно не горящие желанием стать городскими депутатами.

Трудно поверить, что вице-спикер Госдумы бросит ради этого места свой пост. Еще труднее поверить, что футболист «забьет» на свой клуб и начнет работать над законами. То есть на деле «территориальным» кандидатам достанется больше мандатов.

Система, описанная выше, разрушает сложившуюся систему работы с избирателями: она используется в странах, где депутат не занимается благоустройством, ремонтом подъездов, пенсиями, а работает только над законами. Но у нас выбрали ее. Поэтому жители каких-то территорий смогут выбирать, к кому из депутатов идти на прием. А кто-то выяснит, что идти не к кому.

Жаловаться на одолевающие вас проблемы придется в партийные организации. Как они поступят с вашими жалобами – отдадут депутатам или положат под сукно, – предсказать невозможно.

Что делать в этой ситуации? Понять, что вы выбираете не кандидата, а партию. И сравнивать не кандидатов, которые закидывают «агитками» ваш почтовый ящик, а партийные программы и списки. Не поленитесь зайти в участковые избирательные комиссии, попросить материалы, при необходимости – позвонить в партии: все они, как правило, указывают в своих листовках телефоны.

share
print