Истории

Если бы петербуржцы были толерантнее, могли бы жить с туристических доходов

Петербург — город для людей с творческим, а не материалистским сознанием. Сюда можно приезжать, чтобы тратить честно заработанные в Москве деньги. Если донести эту мысль до остального мира, немного изменить отношение людей к «чужакам», а заодно создать достойную инфраструктуру, горожанам можно будет жить с одних только туристических доходов.

Комитет по инвестициям объявил конкурс на создание маркетинговой стратегии Петербурга. За 2 млн рублей специалистам предстоит выявить сильные стороны нашего города, оформить их в виде «уникального территориального бренда» и провести мероприятия по привлечению туристов, бизнесменов, ученых и других целевых групп.
 
Петербург – редкий пример европейского мегаполиса, у которого нет официального рекламного бренда. В России через этот процесс прошли Пермь, Ярославль, Смоленск. В 2012 году конкурс на разработку бренда объявила Москва. Согласно конкурсному заданию, маркетинговая стратегия Петербурга появится в ноябре-декабре 2013 года.
 
Маркетинговая стратегия включает в себя не только продвижение, но и работу над товаром. Петербургу в этом вопросе могут помешать завышенная самооценка и отсутствие условий для привлечения туристов. «С привлечением бизнеса дела обстоят гораздо лучше, – говорит петербургский рекламист Андрей Надеин. – Мы привыкли почивать на лаврах – что Петербург самый красивый город в Европе. Но чтобы донести это знание до туристов, нужно серьезно работать. У города есть туристический потенциал, причем такой, что все жители города могли бы не работать и жить с доходов от туристов, но нет соответствующей инфраструктуры, гостиниц. Причина – как всегда чья-то жадность и конфликты из-за распределения территории».
В европейских мегаполисах лучше работает полиция и более толерантные жители. В этом мы безнадежно отстали.
 
С рекламистом согласен урбанист и журналист Александр Минаков: «Маркетинговая стратегия бесполезна без введения простых визовых режимов, создания развитой инфраструктуры – от общественного транспорта до туалетов. В европейских мегаполисах лучше работает полиция и более толерантные жители. В этом мы безнадежно отстали. Если кто-то думает сделать Петербург большим Сколково, куда потянутся программисты из США, архитекторы из Италии, пивовары из Чехии – это утопия».
 
Обычно маркетинговая стратегия включает 3-4 посыла, которые ассоциируются с городом. Например, у Копенгагена: уют, гостеприимство, экология и открытость. Мы попросили специалистов назвать преимущества Петербурга, помимо традиционной архитектуры.
 
«Можно говорить о нашей природе, – считает Андрей Надеин. –  Почему-то скандинавы «вытаскивают» ее наружу, а мы считаем, что это наша слабая сторона. У нас большой исторический пласт, который находится в запустении или не понят. Например, Баболовский парк».
 
Александр Минаков: «У Петербурга достаточно символов для логотипа, созданного не по указу царя, а по канонам визуального восприятия: Медный всадник, ангел на шпиле Петропавловки, кораблик на Адмиралтействе и прочее. Но упирать на архитектуру в маркетинговой стратегии нельзя. Любой человек, который посетил три десятка европейских, американских, азиатских городов, понимает, что наша архитектура не настолько уникальна, как внушают в школе. В Риме и Нью-Йорке тоже есть красивые здания.
 
Петербург – центр привлечения людей с постматериалистским сознанием. Они нацелены не на зарабатывание денег и карьеру (для этого есть Москва), а на творчество. Петербург привлекает дауншифтеров – людей, которые достигают определенного уровня благополучия и переезжают в город с более спокойным ритмом жизни. Эту фишку Петербурга нужно использовать».
 
Разработкой бренда Петербурга самостоятельно занимались несколько рекламных агентств. В 2006 году на создание малоизвестного логотипа с надписью «Welcome to Saint Petersburg» было потрачено 10 млн бюджетных рублей. В 2008 году Комитет по инвестициям представил рекламные ролики для привлечения туристов «Никаких медведей. Только красота». В них медведи гуляют по Эрмитажу и Казанскому собору. По всей видимости, власти Петербурга сами не до конца понимают, чем же привлекателен наш город.
 
share
print