Истории

Пять уроков московских выборов для Петербурга

В Москве в разгаре кампания по выборам мэра. В Петербурге в 2014 году состоятся муниципальные выборы и, возможно, выборы губернатора (сценарий досрочной отставки градоначальника успешно разыгран в Москве, полномочия Георгия Полтавченко истекают в 2015 году). Выборы в столице становятся уникальными в политической истории России, и безусловно, отразятся на Петербурге. За победу уже не борются уничтожением противника любой ценой.

1. Волонтеры вместо платных агитаторов

Сайты для набора массовки обычно заполнены предложениями в выборный период: постоять в пикете, изобразить бурную деятельность в штабе, сняться в агитационном ролике. Имитация избирательной кампании обходится дешевле реальной кампании, поскольку результат зависит от кулуарных договоренностей. Москва становится исключением из этого правила: основные кандидаты привлекают к работе не только профессиональных политтехнологов, но и людей с улицы. Сергей Собянин с их помощью собирал подписи для выдвижения, Алексей Навальный и Сергей Митрохин — раздают агитматериалы.

«Хорошо забытое старое этой кампании — живое общение с избирателями, — говорит политолог Дмитрий Солонников. — С появлением новых средств агитации (в том числе, через интернет), эта технология отошла на второй план. Огромное количество волонтеров, живые выступления кандидатов — все это вызывает доверие у избирателей. Мне кажется, эта технология вернется в обиход и в Петербурге».

Опытному политтехнологу Валентину Полуэктову ситуация с волонтерами напоминает 1989-91 годы: «Волонтерам Навального не нужны деньги, они готовы браться за любую работу, в том числе за проведение социологических опросов. Я уверен, результаты опросов, которые они проводят, вполне адекватны». По данным штаба оппозиционера, он пользуется поддержкой около 18% москвичей, тогда как социологические центры дают 3-9%.

На последних выборах в Законодательное собрание Петербурга волонтерский призыв организовала партия «Яблоко», которой нужно было собрать 50 тысяч подписей для выдвижения. В отличие от волонтеров за Митрохина и Навального, сборщики подписей получали небольшое вознаграждение за свой труд.

2. Агитаторы на улицах вместо сетевых хомячков

Еще одна особенность избирательной компании в Москве — агитация «от двери к двери», а не «от юзера к юзеру». Агитаторы — больше не анонимная масса в масках Гая Фокса, а реальные люди, которые общаются с избирателями от своего имени.

«Интернет — территория Навального. Он пытается совмещать агитацию онлайн с агитацией в реале, — комментирует политолог Алексей Мухин. — Другие кандидаты не имеют конкурентной возможности бороться с ним в интернете и всячески подчеркивают, что работают в реале. Для них это политтехнологическая уловка».

В Петербурге протестная аудитория старше, чем в Москве, и острее чувствует социальные вопросы. Онлайн-агитация всегда была второстепенной. Поэтому можно говорить о заимствовании петербургского стиля москвичами. Из шести кандидатов на мэрскую должность двое — Сергей Митрохин и Иван Мельников — даже не имеют специального сайта для продвижения.

3. Уход от принципа «победа любой ценой»

По мнению Алексея Мухина, партия власти проявила благородство, когда представила своему конкуренту Алексею Навальному недостающие подписи муниципальных депутатов. Этот тренд может быть продолжен и в Петербурге. «Исторически сложился перекос в сторону партии власти в том, что касается административного ресурса. «Единая Россия» может делиться им добровольно и совершенно бесплатно — это окажет хорошее терапевтическое воздействие на электорат. Благородство всегда в цене», — считает политолог.

4. Фотография с Путиным — больше не залог победы

Агитацию Сергея Собянина сопровождают какие угодно фотографии, кроме главной, обеспечивавшей победу десяткам губернаторов в двухтысячные годы — фотографии с Владимиром Путиным. Петербуржцы наверняка помнят фотографию Путина и губернатора Валентины Матвиенко, с которой «Единая Россия» шла на выборы в 2007 году.

«У Путина был образ спасителя, этот образ постепенно разрушается из-за того, что он возглавил партию жуликов и воров, — говорит Валентин Полуэктов. — Если бы он это не сделал, он был бы святым, наверное. Образ его разрушился, и какой бы образ ни был далее – кандидаты будут все реже на него опираться».

Алексей Мухин: «Совершенно понятно, что использование «в суе» образа президента отражается на его имидже. Я думаю, что региональные власти должны проявлять деликатность и понимание проблемы».

5. Новая наружная агитация

В Москве начался период предвыборной агитации: с 10 августа кандидаты на должность мэра будут пичкать избирателей рекламой всеми доступными средствами — от классической телевизионной рекламы до неординарных проекций на деревьях и карточках на велосипедных колесах. Московская кампания — первая за долгое время, в которой возможности зарегистрированных кандидатов ограничены их собственной фантазией, а не административным произволом. По крайней мере, до вторничного инцидента со взломом квартиры сторонников Навального.

 

share
print