Истории

«Бизнесмен сам добивается успеха. Мы только помогаем на старте» - Дмитрий Молчанов

Москва многими воспринимается как царство офисного планктона, где нет места реальному производству. Но есть в столице место, где утверждают – малого бизнеса в городе все больше и больше. С главою ГБУ «Малый бизнес Москвы» беседует главный редактор газеты «Мой район» Алексей Синельников.

По сути государственно-бюджетное учреждение (ГБУ) «Малый бизнес Москвы» - это агентство-эксперт, такое "единое окно" по работе с предпринимательским сообществом и каждым конкретным предпринимателем. Кстати говоря, глава этого агентства Дмитрий Молчанов – сам вполне успешный действующий бизнесмен. Он и приглашен был правительством на этот пост как человек, понимающий культуру бизнеса, а значит все его проблемы…

- Можете охарактеризовать прошедший год? Вы же всего год назад, прошлым летом запустили агентство?

- Основная идея его создания была в том, чтобы централизовать все усилия правительства Москвы в поддержку малого бизнеса. Центр принятия решений должен быть прозрачным, понятным, управляемым. В прошлые годы в этой системе работало 1280 человек и 75 организаций. А мы начинали в 2012 году с чистого листа. Когда переехали по новому адресу первого июля прошлого года, нас было всего 12 человек.

Сейчас нас 200 человек, и я могу сказать, что этим количеством мы делаем существенно больше, чем делалось раньше. Мы провели ротацию директоров филиалов, которые нам достались в наследство. Хотели построить систему, отторгающую людей, которые не готовы рубиться за новые цели, работать на полную. Ужесточили требования сразу по нескольким направлениям.

Мы сейчас ориентируем всех наших консультантов, чтобы они выясняли реальные проблемы предпринимателей. Реальные. Активно с ними работали. Не так, как, знаете, на советских заводах службы сбыта сидели и ждали, пока им позвонят.

Для нас каждый предприниматель – это наш клиент. И вот эта культура уважения предпринимателя в ГБУ уже создана, на мой взгляд.

- Есть такое слово - клиентоориентированность…

- Да-да. Безусловно, это один из краеугольных камней нашей стратегии. Мы действительно бьемся за реально полезные дела для предпринимателей.

Меня радует, что с разных концов города, от разных знакомых слышу, что если реально где-то что-то работает, то это наше ГБУ. Если действительно хотите что-то сделать, а не получить отписку, вам нужно в ГБУ. И это безумно приятно, это то, ради чего мы работаем, ради чего я сюда пришел. - Вы сами бизнесмен, вас позвали сюда, потому что у власти возникла необходимость внести предпринимательскую культуру во взаимоотношения с малым бизнесом.

Как вы себе представляете портрет человека, которому нужна ваша помощь?

- Мы себе постоянно задаем этот вопрос. Думаю, бессмысленно вводить здесь среднюю температуру. Мы можем выявлять общие черты, по которым можно отделить наших клиентов от не наших. Мы свою целевую аудиторию определяем четко: те люди, которые хотят начать свой бизнес и те, которые хотят развить свой бизнес.

Предпринимателям, которых все устраивает в своих делах, наверное, мы не очень полезны. Они работают и хотят, чтобы им не мешали. Но вот если тебя обижают – скажи, мы поможем.

Давайте прямо по кейсам пройдемся. У нас есть предприниматель, который занимается продажей антибактериальных дверей для больниц. Стоимость – 16 тысяч. Двери с таким покрытием стоят в больницах по всему миру. Но бизнес пока на старте, предпринимателю нужна помощь, его производственные мощности недозагружены. Мы выводим его на российский рынок бесплатно: во Владимир, Нижний Новгород, Сочи, Владивосток.

Нужно приехать в эти города, где мы организуем встречи с главврачами больниц, руководителям отдела закупок департаментов здравоохранения. Мы подготавливаем все для деловых переговоров. Правительство Москвы это все делает за свой счет, поддерживая несколько тысяч таких производителей.

- Что еще производит малый бизнес?

- Сувенирная продукция: матрешки, веники и т.д. Предприятия производят матрасы, лазерные приборы, добавки в краски. Есть фирма, производящая противопожарные пластины с нанокапсулами – от нагревания пластина выделяет газ, он тушит огонь. Такая пластина вклеивается в розетку, например, и замыкает проводку при пожаре. Разные производители у нас есть.

- Москва для производства не очень приспособлена. Мы же промзоны выталкиваем за границы города.

- Ну как выталкиваем? У нас работает отдел по работе с промзонами, мы их обходим ногами, чтобы понять, кто фактически там сидит, а кто пересдает помещения в аренду. Тем, кто желает инвестировать деньги, мы предлагаем программы налоговых льгот: налог на имущество – 0%, земельный налог – 0%, налог на прибыль не 20%, а 13%. И мер таких - целый список.

Сейчас собираемся проводить исследование на тему, сколько народу о нас действительно знает. Без преувеличения - когда узнают, чем мы занимаемся – у всех глаза округляются. Приходи - и наши юристы бесплатно сделают тебе пакет документов для регистрации в налоговой, составят бесплатный договор, выступим на защите интересов.

Приди на образовательный семинар, пообщайся с налоговиками и пожарниками, подготовься к проверке. Но ведь в разы дешевле подготовиться к проверке, чем потом платить штрафы.

- А вот белые воротнички тоже к вам относятся? Те, кто начинает свой бизнес. Их много?

- Да, они к нам относятся. Их много, десятки тысяч. В Москве происходит 6 тысяч регистрационных действий в день. Это не только новые предприятия, но и, например, внесение изменений в устав. Реальных регистраций – около тысячи. Но все равно это постоянное движение.

Сейчас 300-400 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в Москве. Белые воротнички… Первое, с чем мы сталкиваемся, – это дефицит компетенции.

Люди имеют очень отдаленное представление о том, что мало зарегистрировать предприятие, нужно понимать, как вообще сделать бизнес успешным.

Что мы делаем для тех, у кого зародилась мысль о своем деле. Образовательная поддержка – большое количество курсов наподобие «Начни свое дело». Через нашу образовательную программу проходит 10 тысяч человек в год.

В этом году мы поддерживаем 7 центров начинающего предпринимательства. И на выходе получаем 40 работоспособных команд, которые понимают, что делают, мотивированы, со своим бизнес-планом.

Наши программы – это база, кирпичики начальных знаний о бизнесе. Потом уже, если предприниматель снова столкнется с проблемой, наш консультант опять поможет ему, ответит на любой вопрос, касающийся бизнеса. Бесплатно!

- С приходом Собянина огромное количество киосков и даже сооружений покрупнее сносят. За этим стоит большое количество людей. Эти люди из бизнеса же не уйдут, попадают они в вашу сферу или растворяются в большом городе?

- Этих людей, которые раньше договаривались с властью, давали взятки, получая преференции… Я бы не назвал их предпринимателями.

Например, моего знакомого назначили главой управы, я пойду и хапну денег, никакой ценности не создавая. Возьму в аренду у города площадь за 1800 рублей за метр в год, а сдавать буду по 12 000 за метр в год, и на маржу буду жить.

Понятно, что таких людей лучше выжимать из бизнеса, потому что они не создают ценность, забирают деньги у города, не платят налогов. Еще хуже то, что они еще делают невозможным доступ к бизнесу для обычных рыночных игроков.

Хочу арендовать место для своей палатки. Но как мне организовать дело? Раньше не было этого механизма, а сейчас есть.

Один из главных наших стратегических приоритетов – обеспечить гарантии доступа.

Поэтому город, становясь эффективным собственником, выдавливает таких рантье. Их мало, но именно они возмущаются больше всего. И в прессе, кстати, тоже.

- Скажите, в глобальной перспективе, вы планируете работать с юными, со школьниками? Опросы показывают, что они куда угодно хотят, только не в предпринимательство. Госслужба, например, стала популярной.

- Мой собственный опыт говорит о другом. Тенденция последних 2-3 лет переламывается. Люди предпочитают предпринимательскую карьеру госслужбе.

Среди студентов видим колоссальный перелом – десятки тысяч молодых людей в Москве всерьез рассматривают путь собственного развития в бизнесе. Мы это видим, мы общаемся с ними.

- Насколько понимаю, путь в интересный бизнес может пролегать через коворкинги, которые вы активно продвигаете. Там рождаются малые предприятия, офисы.

- Знаете, это модная вещь. Идея родилась на Западе – облегчить инфраструктурно и финансово доступ к рабочему месту человека, который задумался о бизнесе.

Первый коворкинг на Тверской, д. 6 открыл я, лет 10 тому назад. Происходит следующее: в коворкинг приходят фрилансеры или команды, обрастают организационной инфраструктурой, регистрируют юрлицо. Кто-то умирает, кто-то выстреливает.

Вот «Группон» (интернет-сервис по продаже услуг со скидками – Прим. Ред.) начинался на Тверской, 6 и выстрелил буквально за 2-3 месяца.

Эта модель удобна. Приходи в коворкинг, работай, 5000 рублей в месяц – доступная плата за офис. Не нужно думать, где искать место для работы. Пришел, заплатил, поработал. Не понравилось – ушел. В коворкингах есть среда единомышленников, специалистов, у которых ты можешь получить консультацию. В каждом округе мы планируем открывать коворкинги. Через 2 года в каждом округе города – будет свой коворкинг. 

 

С начала 2013 года и по 30 июля Агентством проведено 12 319 консультаций по различным направлениям предпринимательской деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) 

Проведено 358 консультаций по правовой поддержке субъектов МСП 

Проведено 334 консультации по мерам финансовой поддержки и подготовке заявок. Было выдано 138 субсидий на общую сумму 158 118 тыс. руб.

- Вас как-то коснулась новомодная волна стартапов? Приходит ли оттуда молодежь?

- Они постоянно приходят, и мы рады этим ребятам с горящими глазами. Конечно, они выстреливают. Например, взяли и сделали геолокационный сервис для курьерских служб. На айпаде видно, где, в каком районе находится каждый курьер, его маршрут, сколько времени потратил на дорогу.

И вот авторы пришли к нам на комиссию просить 500 тысяч рублей. Говорят, сейчас закупим айпады и раздадим их в Интернет-магазины. А мы им отвечаем, зачем вам субсидировать Интернет-магазины, они и так заинтересованы следить за своими курьерами? Мы не дали им денег, потому что у них есть уже прекрасное решение, есть что продавать. Интеллектуальный продукт.

- Как описать читателю ситуацию, в которой он должен прийти к вам и почему?

- Знаете, господдержка нужна не всегда и не всем. По большому счету, предприниматель обычно сам начинает и сам добивается успеха. Поддержка нужна, когда что-то слишком сложно и долго для предпринимателя.

Например, найти контрагента на Западе – дорого. Вот в таких случаях нужна поддержка. Снизить издержки, обеспечить доступ предпринимателя к финансированию. Буквально чуть-чуть помоги, и человек получит колоссальный эффект в развитии бизнеса, а бюджет города – еще одного налогоплательщика.

Как получить помощь? Просто придите к консультанту, расскажите, чем хотите заниматься, какое оборудование нужно, где планируете разместиться и т.д. Наш консультант поможет составить договор на приобретение оборудования, даст список бизнес-центров, где можно найти место, чтобы открыться, расскажет, сколько заплатить за патент - это самая простая форма налогообложения.

Дальше нужно ножками идти и все делать.

- А как получить финансирование через вас?

- Обучение, субсидии - в любом из наших филиалов по каждому запросу помогут. Но для того, чтобы получить субсидии, человеку нужно иметь некоторую историю бизнеса. Просто так мы денег не даем.

Должен быть хотя бы небольшой опыт ведения своего бизнеса. Все должно быть официально оформлено, налоги, объем продаж.

С безумной идеей прийти к нам с улицы бессмысленно, вы должны обладать компетенцией в деле.

Один из наших главных посылов: если ты будешь работать в белую, честно платить налоги, мы откроем тебе доступ к целому ряду очень привлекательных продуктов.

Если ваше участие в бизнесе до 2 лет, мы можем дать до 500 тысяч рублей, для более опытных предпринимателей – до 5 млн. рублей.

Город вкладывает деньги в малый бизнес, рассчитывая, что они вернутся в виде налоговых платежей и новых рабочих мест. Уверен, что малый бизнес будет играть очень серьезную роль и в том, и в другом, а значит – в экономике нашего города.

share
print