Партнерский материал

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

Передачи на велосипеде нужны для максимально эффективного передвижения в конкретных условиях. Они позволяют ехать быстрее или затрачивать меньше усилий на передвижение в гору, чем односкоростная трансмиссия. Более того, на велосипеде с одной-единственной передачей в некоторых ситуациях ехать будет вовсе невозможно (например, в очень крутой подъем).

Впрочем, целесообразность многоскоростной трансмиссии на велосипеде сегодня почти ни у кого сомнений не вызывает. Остается лишь вопрос в правильном переключении передач.

Сформулируем несколько несложных, но важных правил:

  • Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам);

  • Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята или незначительна, иначе можно не суметь переключиться и даже поломать механизмы или порвать цепь (это в немалой степени зависит от качественного уровня компонентов велосипеда). Особенно тяжело приходится переднему переключателю. Другими словами, не давите на педали, когда переключаетесь, а просто легко их прокручивайте;

  • Не рекомендуем повышать передачу при преодолении подъёмов, подбирайте передачи перед горой (переключение на подъеме при необходимости используют гонщики, но эта техника требует сноровки и «чувства велосипеда»);

  • Без должного навыка не переключайтесь сразу на несколько передач. Делайте это поэтапно: дождавшись чёткой работы одной передачи, переходите на следующую (этот момент также зависит от класса оборудования велосипеда и навыка велосипедиста);

  • Избегайте больших «перекосов» цепи. Если цепь спереди стоит на крайней левой звездочке, то сзади нежелательно ставить ее на крайнюю правую. И наоборот.

Рассмотрим подробно сам процесс переключения.

Обычный современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 8-10 звезд сзади.

Нумерация передних звёзд - от 1 до 3 в сторону увеличения звезд, нумерация задних звёзд - от 1 до 8 (9,10) в сторону уменьшения звезд.

Большая передняя звезда используется при езде по хорошей, ровной дороге (асфальт или укатанный грунт) при отсутствии сильного встречного ветра. С этой звездой обычно используются задние звёзды от 8-й до 4-й. Хотя в спортивном катании и на гонках нередко можно увидеть любые сочетания.

Средняя передняя звезда используется при езде по грунтовке, плохому асфальту, не очень рыхлому песку в сочетании с задними звёздами с 6-й по 2-ю (что не исключает использования и всего набора задних звезд). На данных передачах удобно ехать в плотном городском трафике, маневрируя между различными движущимися и стационарными препятствиями. При сильном встречном ветре на шоссе также нередко ставится средняя передняя звезда.

Маленькая передняя звезда используется с задними звездами с 5-й по 1-ю. Эти передачи используются при езде в очень крутые подъемы, по заболоченной местности, вязкой грязи, песку, густой траве.

Те условия, что мы описали выше – лишь ориентир для понимания, когда и какие передачи рационально использовать. Но определяющими факторами всегда являются конкретные условия езды и уровень подготовки велосипедиста. Новичкам нужно всегда помнить о правильном каденсе, который при равномерном движении не должен опускаться ниже 60 оборотов в минуту. И помнить, что смотреть нужно не на переключатели, а на дорогу.

В идеале нужно стремиться перейти на интуитивный уровень переключения, которым в совершенстве владеют спортсмены и опытные велосипедисты. Для вас должно быть абсолютно неважно, сколько передач и какого типа привод стоит на вашем велосипеде. Вы не будете задумываться о переключении вообще: все будет происходить автоматически, в зависимости от текущей дорожной или гоночной ситуации.

Четкость работы передач зависит от класса оборудования, степени износа деталей, правильной настройки механизмов, состояния тросиков и их рубашек, а также от степени загрязнения механизмов и цепи.

Чтобы Ваш велосипед доставлял Вам удовольствие, желательно вовремя выполнять все работы по настройке и замене запчастей. «ВелоДрайв» с удовольствием поможет Вам и советом, и делом!

share
print