Истории

Кронштадт: город руин и заборов

В мае 2013 года главой администрации Кронштадтского района стал Терентий Мещеряков, бывший руководитель Фрунзенского района. На днях он лично провел для журналистов экскурсионный тур по городу. Рассказал, что будет развивать Кронштадт как музей под открытым небом. Пока что город находится в плачевном состоянии.

ПУТЬ. «Сейчас хорошая погода, высокий туристический сезон, обратите внимание на количество людей», — советует Терентий Мещеряков журналистам, выходящим из «Метеора».

Людей с фотоаппаратами на улицах мало, равно как и туристических автобусов. Вероятнее всего, гуляющие прибыли на наземном транспорте — регулярных морских перевозок до Кронштадта нет. Проблему транспортной доступности признает и сам Мещеряков.

«В дни массовых мероприятий можно 40 минут простоять на въезде в город: одна полоса на въезд, вторая — на выезд, — говорит он. — Вопрос водного транспорта — это вопрос потока людей. Если люди будут хотеть добираться водным транспортом в Кронштадт, то, конечно, он и появится».

Стоимость билета на «Метеоре» до Петергофа - 650 рублей. Даже если цена билета до Кронштадта будет немного меньше, вряд ли много петербуржцев захочет приехать в город в выходной день именно по воде.

ЖИТЕЛИ. Терентий Мещеряков называет три главные проблемы вверенного ему города: плохая транспортная доступность, отсутствие рабочих мест для жителей Кронштадта и вопрос сохранения и развития культурно-исторического потенциала.

Одна их первых громких инициатив Мещерякова на новой должности состояла в том, чтобы заменить мигрантов в сфере ЖКХ на россиян. На сегодня осталось «заменить» 26 человек, и тогда, говорит градоначальник, «у нас не останется ни одного гастарбайтера».

«Сейчас из 20 тысяч человек работающего возраста порядка 8 тысяч каждый день выезжают за пределы Кронштадта, — говорит он. — Принято решение не строить новые жилые дома на территории города: если нет рабочих мест для людей, которые сейчас живут в Кронштадте, зачем увеличивать конкуренцию и нагрузку на существующую инфраструктуру?».

Одна из главных зеленых зон — Летний сад — в таком состоянии, что кого-либо туда звать просто стыдно. Рядом со входом, в ограде, из которой выбиваются на улицу деревья, огромная дыра.

ГОРОД. Инфраструктура же, как для жителей, так и для туристов, оставляет желать лучшего. В городе почти нет гостиниц. «К нам поступает большое количество обращений от паломников, которые готовы приехать сюда, как в центр, связанный с деятельностью Иоанна Кронштадтского, но ни у нас, ни у бизнеса нет возможности их поселить». В городе плохо развит общепит, нет детских аттракционов и, к слову, ни одного книжного магазина. На улицах попадаются дома с забитыми железом окнами, с облупившейся штукатуркой. Особенно трагично смотрятся склады Адмиралтейства на Советской улице — фасад заклеен «обоями», как будто к приезду высоких гостей, а дырявая крыша покрыта зеленой сеткой, которую уже местами порвал ветер.

Одна из главных зеленых зон — Летний сад — в таком состоянии, что кого-либо туда звать просто стыдно. Рядом со входом, в ограде, из которой выбиваются на улицу деревья, огромная дыра. Как рассказал сопровождавший нас старожил города Владимир Андреев, много лет назад ограду пробил экскаватор, с тех пор и дыра. В самом парке валяется мусор, фонтан не работает, сцена превратилась в кирпичные развалины. Рядом с фонтаном лежит закладной камень, на котором начертано, что на этом месте к 300-летию Петербурга будет установлен памятник контр-адмиралу Российского флота Джону Полу Джонсу.

Летний сад мы посетили уже без градоначальника, который, проходя мимо него, упомянул о плачевном состоянии сада и отметил, что «со следующего года комитет по благоустройству будет вести программу по его реконструкции». 

  • IMG_4876

    Фото С. Чернов

  • IMG_4982

    Фото С. Чернов

  • IMG_5008

    Фото С. Чернов

  • IMG_5016

    Фото С. Чернов

  • IMG_5071

    Фото С. Чернов

  • IMG_5110

    Фото С. Чернов

  • IMG_5175

    Фото С. Чернов

  • IMG_5189

    Фото С. Чернов

  • IMG_5202

    Фото С. Чернов

РАЗВИТИЕ. «Кронштадт будет развиваться как город воинской славы России, музей под открытым небом, — говорит Мещеряков. — Приток людей создаст рабочие места, очень бы хотелось, чтобы приходили инвесторы, предприниматели, которые готовы инвестировать в объекты культурного наследия».

Сейчас городу передается более 200 объектов Министерства обороны (в частности, Адмиралтейство, часть фортов). Мещеряков говорит, что на их содержание деньги есть, а по поводу развития по каждому объекту надо принимать отдельное решение.

По словам градоначальника, решено создать долгосрочную программу развития Кронштадта, будут предусмотрены средства на развитие инфраструктуры. «Я надеюсь, что часть профинансирует бюджет Санкт-Петербурга, часть — инвесторы и федеральный бюджет».

«Мы говорили с Василием Кичеджи о том, чтобы наполнить Кронштадт культурными мероприятиями, операми, музыкальными фестивалями, классической музыкой. Чтобы здесь проходили концерты проекта “Опера — всем”. Хотим сделать большой морской оперный фестиваль. Мы живем в морском городе, но у нас нет ни одного театра на воде. Есть проекты построить сцену на берегу, чтобы на фоне проходящих кораблей шли театральные постановки», — мечтает Мещеряков. По словам Владимира Андреева, новый градоначальник уже перешел к реальным делам: в городе начали класть асфальт.

У самого Мещерякова существуют планы по переезду в Кронштадт. Оно и верно — делать в городе придется столько, что время на дорогу и стояние в пробках на въезде лучше экономить. 

Мнение

Нина Филюта, искусствовед, житель Кронштадта:

«Есть ли инфраструктура для туристов в городе? Для тех, кто хочет развлечений и лоска, — нет, конечно. Для пытливого, интересующегося историей — даже в таком варианте Кронштадт весьма интересен. Мой приятель-художник сделал несколько выставок из того, что снял в Кронштадте. Он говорит, что довести город до такого состояния — безобразие, он называет Кронштадт «городом руин и заборов».

Что нужно сделать, чтобы привести в город туристов? В первую очередь заниматься реставрацией памятников истории, во вторую — развивать туристскую инфраструктуру: чтобы приехавший человек мог встретить гида, говорящего на его родном языке, чтобы была гостиница, нормальное кафе. В городе практически нет ресторанов, единственное приличное место открылось три года назад, только туда и водят туристов. Кроме того, для туриста, который едет из Петербурга, нужно, чтобы движение к Кронштадту осуществлялось по водной глади, а не по сверхсовременной дороге, потому что смысл морской крепости — в том, что это остров, форты, конечно.

Я считаю, что в первую очередь нужно воссоздать эту ускользающую красоту, связанную именно с военной морской темой. Стоит, наверное, обратить внимание на положительный опыт Финляндии, Скандинавских стран, Англии, Голландии, где подобного рода места восстанавливаются именно в связи с их первоначальным назначением».

Кстати

в Кронштадте родились или жили:

поэт Николай Гумилев

физик, лауреат Нобелевской премии академик Петр Капица

писатель Вадим Шефнер

св. Иоанн Кронштадтский

Галина Вишневская

share
print