Засыпание за рулем является причиной около 20% всех ДТП в Швеции.
Низкочастотные шумы, вызываемые дорожным покрытием, оказывают влияние на внимание водителей и их состояние бодрствования за рулем, сообщает ИТАР-ТАСС об исследовании сотрудников НИИ транспорта и дорожного движения Швеции.
Ученые констатировали наличие взаимосвязи между монотонным звуком, производимым трением колес автомобиля о дорогу, и повышенной сонливостью в ночное время.
"Если у машины хорошая звукоизоляция, это может помочь. Однако полностью избавиться от низкочастотных звуков невозможно", - рассказывает сотрудница НИИ Анна Анунд в интервью газете "Дагенс нюхетер".
Точно определить степень воздействия этого фактора на состояние водителя в ночное время исследователям пока не удается. Но, как утверждают ученые, даже если водитель остановился, чтобы отдохнуть, а потом продолжил путь по другому покрытию, изначально накопленная "звуковая усталость" не исчезает и продолжает оказывать влияние на общий тонус. Удивительно, но днем же такая взаимосвязь столь явно не прослеживается.
Засыпание за рулем является причиной около 20% всех ДТП в Швеции.
Состояние водителя зависит от времени и качества сна перед дорогой и того, в какое время суток он ведет машину и это общеизвестно. Остальные факторы в достаточной степени пока не изучены.
Авторы исследования предполагают, что человеческий мозг ассоциирует низкочастотные шумы с такими понятиями как надежность и безопасность. И это восходит корнями еще к пребыванию в материнской утробе, когда все доносящиеся звуки приглушены.
Следующая гипотеза исследователей состоит в том, что низкие частоты, будучи трудноразличимыми, заставляют слух работать. А т.к. шум не имеет содержания, он напрягает органы слуха, в то время как мозг не получает никакого вознаграждения в виде информации.
"Человек подсознательно напрягается, чтобы разобрать, что он слышит, и от этого возникает усталость", - говорит эксперт по звуку и вибрации НИИ Андерс Генель.