Истории

Муниципалов можно заставить работать не только на себя любимых

Любимое занятие муниципальных депутатов – устраивать локальные праздники. Нелюбимое – отчитываться перед горожанами за свои траты. Для обычного жителя добиться диалога с депутатами и администрацией муниципального совета – трудно, но можно. Вытребовать что-то полезное – практически нереально. Но вполне по силам отстоять бюджетные деньги, предотвратив бессмысленную трату.

Выборы в муниципальные округа в Петербурге ожидаются в 2014 году (если бы депутаты не продлили себе сроки полномочий, должны были состояться в этом). Для политологов муниципальный округ – минимальная ячейка гражданского общества: выбрав депутата, горожанин каждый день может наблюдать за его работой, а при желании – влиять на нее, чего в Думе или даже Заксобрании ждать почти не приходится. Для самих депутатов муниципальный округ – это не более чем неоплачиваемая добровольная нагрузка на энтузиастов. Естественно, многие пытаются эту "несправедливость" как-то компенсировать. За счет бюджета.

Структура

Примерно по 10 депутатов каждого муниципального округа - а всего в городе 111 округов – это верхушка айсберга. По разнарядке, оклад положен только одному: как правило, это глава МО. У любого муниципального совета существует свой аппарат (секретарь, бухгалтер), своя администрация (порядка 20 человек) и свои казенные учреждения. О них стоит поговорить особо.

На примере своего «Сенного округа» об учреждениях рассказала активистка Галина Культиасова. Их в округе два: одно так и называется «Сенной округ», второе - «Справедливость», в честь того, что все депутаты в момент избрания были справедливороссами. Эти организации финансируются из бюджета, и на их содержание ежегодно тратиться порядка 7,5 миллионов рублей. С учетом того, что в двух компаниях всего 8 сотрудников, содержание выходит неплохое. По словам Культиасовой, деятельность казенных учреждений покрыта мраком: на запросы жителей о том, куда идут деньги, отвечают отписками, мягко объясняя, что перед обычными гражданами отчитываться о тратах не намерены. В принципе, те же казенные учреждения иногда отвечают и за полезные вещи, например, организовывают библиотечные мероприятия или дом бытовых услуг. Но эти траты как раз были бы легко проследить – если бы они действительно имели место. Наблюдатели давно установили, что казенные учреждения практически полностью укомплектованы действующими муниципальными депутатами, а значит, таким образом они восполняют кажущуюся несправедливость: работу без зарплаты.

Средний бюджет одного округа – 60 миллионов в год. На эти деньги ремонтируются детские площадки, обустраиваются парковки, приводятся в порядок дворы. Еще муниципалы ведут семейные дела в своем округе: разрешают все ситуации, связанные с опекунством, вступлением в брак несовершеннолетних, лишением родительских прав и т.п.

Кроме того, на муниципальные образования замыкаются общественные организации, избирательные комиссии, дружины, следящие за правопорядком. К этим организациям у наблюдателей тоже есть претензии. Скажем, на дружину в МО «Екатерингофский» тратят ежегодно миллион рублей. «Этих дружинников я ни разу не видел, - отметил депутат округа Александр Шуршев. – Специально интересовался, но мне ответили, что они патрулируют подвалы, ходят в патрулях и охраняют митинги. В нашем округе и митингов-то не было, значит, они в других работают, за наш счет?».

К общественным организациям у жителей тоже есть претензии. Например, с помощью совета ветеранов очень удобно набрать необходимую толпу на общественные слушания. И потом пожимать плечами: кворум на собрании был, а то, что активисты про него не знали – их проблема. Видите, даже не пользующиеся интернетом старушки были в курсе, а вы почему-то нет.

Деньги

Идеальных муниципальных советов не бывает, говорит Шуршев. Кому-то из жителей не нравится, что деньги идут на детские площадки, хотя следовало бы обустроить автомобильные стоянки. Кому-то приятно, что в округе есть своя дружина, кому-то - нет. Большинству горожан наплевать, что их деньги расходуются нецелевым способом, как в том же «Сенном округе», где четверть миллиона рублей хотели ухнуть на торжественный обед. Та история получила кодовое название «дофинуа». Но если округ будет игнорировать прямые обязанности, это, конечно же, заметят.

Есть много претензий к МО «Малая Охта». К другим округам тоже есть вопросы - в основном, касающиеся «распилов».

Есть и позитивные примеры - детские площадки в Петроградском районе. Зелени мало - и это компенсируется за счет расписных стен и игровой инфраструктуры. В муниципальном округе "Пороховые" обустраивают детские и спортивные площадки, а дефекты дорожного покрытия, если не ликвидируют, то хотя бы красочно обозначают. А вот в "Невской заставе"не могут справиться даже с лужами. В округе "Георгиевский" вместо детской площадки торчат старые гаражи: те же, кому места в гараже не досталось, ставят машины на газонах. Округ ничего не предпринимает, только ругается с активистами из "Муниципальной пилы".

  • мццц

    Двор на Белградской. Автор - Марина Свобода

  • мц

    Двор на Белградской. Автор - Марина Свобода

  • мц2

    Проспект Наставников

  • мц3

    Проспект Наставников

  • мц7

    Проспект Наставников. Креативное благоустройство. Илья Сиялов

  • мцц

    Двор на Белградской. Автор - Марина Свобода

Больше всего главы МСУ любят организовывать праздники, потому что это дает возможность потратить за один вечер от 1,5 до пяти миллионов. Доказать же, что заказчики действовали в интересах какой-то особой фирмы-организатора, почти невозможно.

Гораздо менее выгодно разбираться с бытовыми мелочами, которые так нужны горожанам.

Чтобы добиться, например, преобразования части газона в автопарковку, можно прийти на прием к депутату и изложить ему проблему. Чтобы инициировать публичные слушания – это уже для более глобальных проектов, скажем, небольшого строительства - требуется собрать подписи 5 процентов жителей округа. «В моем случае, - говорит Культиасова, - это было 750 человек». Наконец, чтобы вытребовать референдум, надо заручиться согласием половины жителей, а это невозможно в принципе. Чтобы оградить любимых депутатов от преступления – нецелевого расходования средств – необходимо посещать публичные слушания по бюджету, которые будут предположительно в ноябре. Очень возможно, что вас до них не допустят: информацию о будущем мероприятии на сайте не разместят (вариант: разместят на очень периферийной странице). Хитрые МО доходят до того, что даже газеты свои печатают в двух вариантах. Ту, где рассказывается о достижениях совета, печатают большим тиражом и рассовывают по ящикам. А газетку, в которой сообщается о слушаниях по бюджету или публикуется сам проект бюджета – он тоже должен быть в открытом доступе – могут тиснуть в единственном экземпляре специально для библиотеки. Где она, кстати, может появиться уже после слушаний.

Иногда проект бюджета распечатывают и вывешивают в открытом доступе для всех посетителей офиса муниципального совета. Но в сам офис никого не пускают, потому что он находится в запирающимся дворе.

Или, как это было в прошлом году, пригласят всех желающих ознакомиться с проектом за 2 недели до слушаний. В объявлении будет указано: доступ осуществляется с 6 по 19 ноября (ого, почти 2 недели), по вторникам, с 10 до 11 часов. Объявление появится на сайте как раз во вторник. Получается, что не 13 дней у людей на ознакомление, а 1 час. Ну и само обсуждение назначат на утро буднего дня.

Самое обидное, что заставить муниципалов провести какой-то проект либо, наоборот, отказаться от него невозможно в принципе. Рычагов нет. Можно только припугнуть оглаской. Иногда это удается.

Текст подготовлен по мотивам круглого стола проекта "Открытое пространство". 

share
print