Истории

Эксперты назвали самые нелепые российские законы

К многочисленным статусам депутатов Госдумы добавится новый – «Госдура года». Его дадут за самую глупую и ненужную законодательную инициативу. Мы попросили экспертов предвосхитить итоги конкурса и назвать самые, на их взгляд, странные законы и проекты нового времени.


Активисты молодежного движения «Весна» собираются вручить премию «Госдура года» «за самую глупую, ненужную и дурацкую законодательную инициативу». Победитель будет определяться ежегодно в летние месяцы по итогам политического сезона. Чем его будут награждать, пока не раскрывается. Возможно, парламентарии получат по почте пачку успокоительного или новый принтер.

Рассказывает активист движения Богдан Литвин: «Мы собрали все громкие законопроекты, которые Государственная дура приняла с весны 2012 года, и провели небольшое рейтинговое голосование. Оно легло в основу списка кандидатов. Изначально мы планировали посвятить Дуре митинг, но день совпал с «Народным сходом» в поддержку Навального». Сейчас голосование ведется в специальной группе «В Контакте», за неполные два дня проголосовали 2,5 тысячи человек.

На премию претендуют восемь инициатив:

1. О закреплении статуса «иностранный агент» за НКО, которые финансируются из-за рубежа (принята),
2. Запрет усыновления российских детей американцами (принят),
3. Инициатива запретить работать на федеральных каналах журналистам с иностранным гражданством (не принята),
4. Закон о переименовании Волгограда в Сталинград в памятные дни (принят),
5. Инициатива перенести в Россию все серверы, на которых хранятся персональные данные россиян (не принята),
6. Закон об оскорблении чувств верующих (принят),
7. Закон о «пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних» (принят аналогичный по смыслу, но в другой формулировке),
8. Инициатива о запрете на оправдание нацизма и критике советских войск (рассматривается).

Мы поинтересовались у экспертов: если бы вы могли отменить один закон из принятых Думой с весны 2012 года, что бы это было?

Станислав Белковский, политолог: запрет «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

«Во-первых, он совершенно лишен физического смысла. Невозможно отделить пропаганду для совершеннолетних от пропаганды для несовершеннолетних, информационное пространство едино для всех групп и категорий населения. Если в эфир «Первого канала» выходит Борис Моисеев, то на кого эта пропаганда направлена? Отделить море от рек, как говорил Эзоп, в данном случае невозможно.

Во-вторых, ничего кроме репутационного ущерба России этот закон не принес. Сегодня легализация гей-браков – это европейский тренд. Если Россия хочет быть европейской страной, то она должна если не ориентироваться на этот вектор, то хотя бы присматриваться к нему».

Сегодня легализация гей-браков – это европейский тренд. Если Россия хочет быть европейской страной, то она должна если не ориентироваться на этот вектор, то хотя бы присматриваться к нему.

Дмитрий Орешкин, политолог: закрепление за НКО, которые финансируются из-за рубежа, статуса «иностранный агент».

«Это серьезный удар по независимости экспертного сообщества. Под раздачу попадает одна из лучших социологических структур -  «Левада-центр», одна из лучших организаций наблюдения за выборами – «Голос». Под раздачу попадает «Transparency International – Россия», которая борется с коррупцией. Это наносит долгосрочный вред развитию российского общества, развязывает руки коррумпированной бюрократии. Будут больше воровать, будет менее эффективная экономика, будет снижаться конкуренция. Мы в результате превратимся в периферийную страну, которой нечего делать в «Большой восьмерке» (крупнейших держав – «МР»).

Другие законы, в особенности отмена усыновления сирот американцами – тоже малоприятны. Это негуманно, это отвратительно, но я взял за основу то, что губительно в долгосрочном плане».

Даниил Коцюбинский, историк и журналист: петербургский закон «об этнических патрулях», запрет на усыновление российских сирот американцами.

«В Законодательном собрании в первом чтении принят законопроект «об этнических патрулях» (точное название – «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» – «МР»). Он является антиправовым, неконституционным и разжигает ненависть к людям. Я против уголовного преследования разжигания ненависти – это запрет на выражение своего мнения. Но принятие законов, которые разжигают ненависть, с моей точки зрения, недопустимо.

На федеральном уровне - это «закон Димы Яковлева», он бьет по конкретным людям, уже понятно? по каким. Остальные законы, конечно, тоже разжигают ненависть и приводят к убийствам, но здесь последствия наступают сразу и множественные, а там – постепенно, хотя тоже трагические».

Илья Стогов, писатель и телеведущий: запретить запрещать.

«Как петербуржец я, разумеется, совершенно не разбираюсь в политике. И понятия не имею, что Государственная дума принимала с 1905 года. Живу в совершенно параллельном мире, который никак не пересекается с миром, где есть Госдума. Именно поэтому, если бы мне дали не отменить один закон, а предложить один закон, я бы предложил в духе парижского мая 1968 года коротенькую, но исчерпывающую формулировку: «Запрещается запрещать»».

Голосование «Госдура года» проводится здесь: vk.com/gosdura_goda

 

share
print