Истории

Оставил машину на сомнительной вип-парковке - нанес моральный вред охраннику

Оранжевые конусы вдоль тротуара, сомнительные дорожные знаки, охранники просят нежеланных автомобилистов «по-хорошему» покинуть «частную территорию» – все эти способы присвоить общественное пространство под вип-парковки в Петербурге уже несколько лет как незаконны. Однако активисты, которые борются с произволом, внезапно узнают, что сами совершили «мелкое хулиганство» и нанесли охранникам «моральный вред».

 
Центр Петербурга, улица Ломоносова. Оранжевые конусы напротив магазина оптики ограничивают примерно 50 метров общественной дороги. В январе 2013 года участник группы "ВКонтакте" «Юридическая грамотность автомобилистов» Игорь Богачев решил проверить, как в нашем городе соблюдаются законы, и припарковался на «вип-местах». Охранник не заставил себя долго ждать. Потом подошли еще двое охранников и полиция. Видео беседы, снятое на видеорегистратор, к настоящему моменту посмотрели 43 тысячи человек – ради собственной парковки магазин оказался готов пожертвовать репутацией.
 
Охранник:
– Здравствуйте, это стояночка для вип-клиентов магазина.
Богачев:
– Это частная территория?
– Да.
– Покажите документы.
– Пойдемте, я что, должен всем показывать на морозе?
– Не хотите, не показывайте.
<…>
– Здесь нельзя стоять долго. Нас ругает здесь начальство все: шеф, директор...
– А если в полицию позвонить, что здесь такое ограждение незаконное?
– Вы что, думаете, здесь первый такой, кто звонит? Полиция приезжает и уезжает.

 
Видео: tarasbogach
 
В июне 2013 года Богачев получил судебный иск. Оказалось, что появление видео в Сети нанесло охраннику моральный ущерб. Хотя активтист общался с ним подчеркнуто вежливо. 
Общение закончилось тем, что Богачева доставили в 28 отдел полиции Центрального района. «Сначала полицейские заявили, что задерживают меня за ложный вызов, потом, после двух часов в отделении, выяснилось, что я якобы грубо разговаривал с охранниками, – рассказывает активист. – От охранников поступили заявления: привлечь меня к ответственности по статье 20.1 «мелкое хулиганство». У сотрудников магазина к тому моменту непонятно откуда оказалось продление договора аренды (на видео активист и охранник обсуждают, что договор просрочен – «МР»). Через пять месяцев дело закрыли по срокам».
 
Однако в июне 2013 года Богачев получил судебный иск. Оказалось, что появление видео в Сети нанесло охраннику моральный ущерб. Хотя активтист общался с ним подчеркнуто вежливо. Первое судебное заседание прошло в городе Волхов (по месту регистрации активиста), охранник на него не явился. В свою очередь, прокуратура Центрального района Петербурга отказалась возбуждать дела за самовольную установку конусов.
 
Теперь активист просит других автомобилистов отправлять обращения генеральному прокурору и главе МВД с просьбой провести проверку бездействия полиции и возможного служебного подлога. Форма обращения и ссылки, по которым его нужно отправлять, доступны в группе «Юридической грамотности» «В Контакте».
 
Юридический ликбез
 
Установка конусов и других препятствий на проезжей части незаконна. Закон № 273-70 «Об административных правонарушениях», статья 29-1: «Самовольная установка <...> ограждений и иных конструкций на проезжей части, в местах расширения проезжей части, на тротуарах, дворовых территориях, территориях общего пользования для обозначения мест размещения, остановки, стоянки транспортных средств влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 50 тысяч рублей» (для юридических лиц).
 
Правила дорожного движения, пункт 1.5: «Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения».
 
«Кроме того, у нас есть ответ губернатора, что участки дорог общего пользования не предоставляются в аренду с 2010 года», – говорит Игорь Богачев.
 
Наконец, не стоит обращать внимания на дорожные знаки «остановка только для машин заведения»: их нет в Правилах дорожного движения, даже если их установили автоинспекторы.
 
«Земли общего пользования нельзя сдавать в аренду, – говорит автомобильный эксперт Дмитрий Попов. – В таких случаях я говорю охраннику: «Покажите договор аренды земельного участка», иногда приносят какие-то бумаги. Эти бумаги – повод для проверки прокуратуры и заведения уголовного дела.
 
Периодически через меня проходят строительные планы, когда участок уже на этапе проектирования куплен в собственность или полностью взят в аренду – тогда сознательные застройщики проектируют парковочные места заранее, как им удобно. Но это редко, и в центре Петербурга такого не бывает. Я спокойно оставляю машину на этих «вип-парковках», в рамках существующего закона их владельцы ничего не могут сделать. Максимум – повредить мое транспортное средство, но тогда получат иск».

По подсчетам автомобилистов, самая захламленная конусами улица в Петербурге – Фурштатская.
share
print