Истории

«Иногда хочется ввязаться в драку, но ты молчишь и направляешь подчиненных переделывать ошибки»

И.о. руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев – о том, как город постепенно привыкает к новым – «цифровым» - услугам.

Знаете ли вы, что сто процентов столичных поликлиник оборудованы электронными очередями? Что Москва долго подыскивала эталонный опыт организации оплаты парковок и выбрала Эстонию? Что 120 000 (!) видеокамер на дорогах, подъездах, во дворах собраны в единую базу – и такого нет ни в одной стране? О том, сложно ли строить цифровой город внутри мегаполиса, - разговор с главным редактором «Моего района» Алексеем Синельниковым.

- Артем Валерьевич, у вас все неплохо складывалось в бизнесе, зачем вы пришли на госслужбу? Это же принципиально другой стиль жизни.

- Всегда есть желание дополнить свою жизненную картину, попробовать что-то новое. Я менял отрасли, работал на финансовом рынке, IT-рынке, в больших американских корпорациях и маленьких российских. Не хватало чего-то третьего – госрегулятора. И вот появилась возможность. Я втянулся, госслужба, как наркотик, от которого тяжело отказаться. Иногда она сильно достает, но привыкаешь. Круг задач тут значительно больше, масштабы шире и социальная значимость тоже большая.

Если в бизнесе ты работаешь на благосостояние двух-трех акционеров, то твой вклад несоизмеримо мал по сравнению с делами на госслужбе.

- То есть про желание оставить след в истории – не пустые слова?

- Тщеславие - да, толкает.

- Вы хорошо знаете, как устроен российский бизнес. Сейчас появилась стереометрия – вы смотрите с другой стороны на процесс. Не хочется иногда сказать бизнесмену - ну что ж ты творишь, ну сделай еще шаг в правильном направлении – будет тебе счастье?

- В этом-то вся и беда, что наш бизнес ставит перед собой одну цель: вот здесь дешево купить, там дороже продать и все. Весь бизнес построен таким образом, без созидания конечного продукта. Хочется уже сказать, давайте перейдем от слов к делу, инвестируйте, создавайте производство и оставляйте свой след в истории. Часто приходится это говорить предпринимателям, и кто действительно слышит – тому счастье.

- Здорово отличается процесс принятия решения в бизнесе и во власти?

- Раньше принять решение в бизнесе было легче и динамичнее. Но сейчас, если посмотреть на большие коммерческие структуры, решения принимаются трудно: советы директоров, финансовые комитеты, согласования и только потом результат. На госслужбе от момента зарождения идеи до ее реализации проходит легко 2 года – это очень много.

Здесь сложнее, потому что система мотивации у каждого госоргана своя. Много времени уходит из-за того, что ты не можешь принять решение, не подкрепив его нужной бумагой.

- Вы заняли интересное место - на перекрестье между другими департаментами. Все время принимаете решения, которые согласовываются с большим количеством людей. Тяжело?

- Если получается разрулить между функциональным заказчиком и нашими службами, то все ладится. Я всегда преклонялся перед мудростью Исаака Калины (глава Департамента образования Москвы – Прим. ред.), который говорит: «Давай так: ты не будешь учить меня биологии, я не буду учить тебя строить информационные системы».

В результате мы с ним запустили целый ряд проектов, например, создание информационной системы, которая позволяет учитывать всех первоклассников города. Это позволило оптимизировать бюджет почти на 4,5 млрд. рублей. Их теперь можно отдать образованию. При этом статус-кво найден: задача департамента образования выстраивать регламент и процессы внутри, моя задача их автоматизировать.

- Я уверен, что город сделал удобными платные парковки для себя, но не для людей… Как принимаются такие решения? Хотя, возможно, вы считаете, что парковка удобна и для водителей?

- Хороший пример. Новое всегда вызывает отторжение. Когда мы создавали систему с парковками, задача было найти лучший опыт, уже доказанный и работающий. Но нужно учитывать наш менталитет, брать тот опыт, подходящий именно нам. Наша модель – эстонская, она лучшая. Почему?

Потому что у нас была одна ментальность, эстонцы еще помнят, что такое талоны и карточка. В качестве консультантов и реализаторов мы взяли людей, которые создавали систему в Эстонии. В Таллинне тоже парковку поначалу не приняли, выходили на митинги даже. Но прошло несколько лет, все стало нормально. Вопрос в том, что создание этой системы выявило в Москве огромное количество проблем.

Например, с сотовыми операторами, которые не всегда информируют клиентов об ограничениях на тариф. Люди пробуют оплатить парковку с помощью смс, а операция недоступна. Естественно, в первую очередь винят нас, а не своего оператора. В итоге не догадываются о многих плюсах.

Уровень проникновения сотовой телефонии в городе 140 процентов, телефон есть у каждого. У водителей большое количество смартфонов. Я сам пользуюсь приложением «Парковка». Когда мне приходит смс, что осталось 15 минут до окончания паркинга и нужно продлить стоянку, я делаю это одним сообщением. Я могу это сделать дистанционно, ведь удобно. А мы так не привыкли. Но это же и безопасно.

Когда человек достает наличные, то рискует своим здоровьем. А новая система позволяет избегать этого.

- Но все же… Вы поставили паркоматы, чтобы можно было заплатить и карточкой. Я считаю, что расставлены они врагом нации. Потому что за твои же деньги тебе надо еще и побегать, поискать паркомат.

- Да, можно было бы от них отказаться, сделать оплату только через смс, но нас же в городе на вилы подымут. Поэтому вводим новшества по чуть-чуть. Когда привыкните, будете знать уже и номер парковки, и расположение паркомата наизусть. Просто нужно пройти эту фазу «в новинку».

- Была ли заложена мысль, что если система будет сложной, то это отпугнет людей от центра?

- Нет, такой задачи не было.

- А что у нас происходит с 3G? Весною Медведев ругал город за качество связи. Да вы и сами говорили, что у нас 3G ненастоящий по сути.

- Дам совет. Если вы хотите, чтобы у вас устойчивей работала сотовая связь – выключите 3G. Москва сложный город. Много спецобъектов, из-за этого ограничения на частоту, в которой работает 3G. С Минсвязью и Минобороны мы пытаемся проблему устранить. Например, увеличить количество базовых станций. С домами, которые в московской собственности, легко. Но вот с остальными… Их владельцы хотят за это деньги. Очень большие деньги в обмен на помощь своему городу. Улучшения связи не стоит ожидать в ближайший год.

- Назовете три самых ключевых направления развития электронного города?

- Наш глобальный приоритет – социальный блок. Образование, здравоохранение, все, что связано с госслужбами. Вторая задача – автоматизировать все, что можно автоматизировать, любой интерактив жителя с государством. Третья - различные системы, связанные с учетными функциями.

Все эти 1,5 года мы создавали базовую инфраструктуру: обеспечивали доступ в Интернет, локальную сеть, оснащали техникой.

Теперь, например, управление здравоохранением в режиме онлайн может мониторить поликлиники, жители могут записаться к врачу через Интернет, появились электронные карты, выписываются электронные направления – не надо ходить с бумажкой.

Решаем некоторые проблемы, которые сходу не просчитаешь. Например, человеку диагностировали рак, но система отправляет его сначала к терапевту. Процесс отстраивается так, что онколог сможет принимать своего пациента напрямую.

По сути, мы занимаемся исключением лишних звеньев. Образование – консервативная область. У нас нет пока единой системы, которая позволяла бы оценить не только учебу ребенка, но и его успехи в кружках, секциях, на факультативах. Нет системы, которая бы поставила оценку дополнительному образованию, развитию ребенка.

Сейчас стоит задача создать такую систему, чтобы можно было наблюдать за успехами ребенка, где надо подкорректировать. Чтобы он развивался гармонично не только с точки зрения базовых предметов, но и был социально адаптирован, умел общаться.

Мы хотим получить общую картину, понимая, к чему склонен ребенок – его электронный портрет. Задача Калины подготовить учителей, изменить их. Моя задача дать им инструмент для мониторинга и реализации себя.

Сейчас учителя не готовы к этому, но ничего, поменяемся!

 

 

 

- Как дети Ермолаева пережили введение электронного дневника?

- Да, они мне это припоминают. Всякими намеками дают понять, что я ничего полезного не создаю. Мы еще и видеокамеры установили в школе.

Когда преподаватель мне прислал фотографию моего ребенка, выходящего зимой на улицу в шортах после футбола, я понял: система работает.

Ну и, конечно, провел беседу. Дети считают новшества нехорошими, но для родителей это комфорт, они знают, что происходит с его ребенком, когда он не в поле зрения. Я знаю, во сколько ребенок пришел в школу и ушел, вижу его отметки, знаю, чем он занят. Я 24 часа в сутки с ним, несмотря на то, что на работе.

- А что за система видеоконтроля, которая позволяет найти любого человека, где бы он ни засветился? Такая же, как в Англии, где террористов находят за сутки?

- Я бы так уж не идеализировал возможности лондонской системы, уровень раскрываемости преступлений там не выше среднемировых норм. Наша общегородская система построена таким образом, чтобы 120 000 камер, которые есть в городе, были доступны и полиции, и коммунальным службам (Ермолаев включает компьютер и на большом экране появляется изображение улицы, по которой движутся автомобили).

Потому что одному нужно посмотреть, как город убран. Другому – зафиксировать, кто входил и выходил из подъезда.

В городе устроена система, которая мониторит подъезды - порядка 90 тысяч камер. Основная суть дворовых камер, которых около 20 тыс. – помощь в большей мере коммунальщикам.

Вот детская площадка: здесь, кроме того, что безопасно, должно быть чисто. Раньше, без камер, подрядчики могли сказать, что мусор накидали недавно, а сейчас мы можем открыть видеоархив и посмотреть, когда тут была уборка в последний раз.

Еще добавятся 2 тысячи камеры интеллектуальной транспортной системы - на автомагистралях. Идет наполнение системы новыми объектами, это позволяет увидеть весь город в режиме онлайн.

Раньше мы были слепыми.

Думаю, ближе к зиме появится сервис по мониторингу движения автобусов. Сейчас их снабжают системой ГЛОНАСС, идет отладка. По телефону можно будет узнать, когда реально приедет ваш автобус.

Когда вся эта система окончательно объединится, будет легче найти и пропавшие машины.

Научить сотрудников полиции, коммунальной службы пользоваться этой системой в 10 раз сложнее, чем сделать саму систему.

Потому что люди будут лениться следить за тем, что происходит, будут даже вырывать камеры, ломать их, разворачивать их так, чтобы ничего не писалось в архив. К этой системе надо приучать, а это очень сложно, нужно время.

- Многие недовольны сайтом, который сделан для префектур. Департаменты не умеют им пользоваться, на суперсрочные письма отвечают днями. Хорошую идею плохо реализовали.

- Нашей задачей было сделать общеинформационное пространство всех префектур и управ, для того чтобы вы в строке поиск ввели слово «парки» и получили информацию по всем паркам. Нужно было сделать портал, который позволял бы работать всем в едином информационном поле. Плюс мы сократили расходы в 10 раз. Процесс в развитии. Теперь мы будем дорабатывать систему в целом, а не заниматься кучей отдельных сайтов.

- Еще по поводу базы открытых данных. Читатель спрашивает, как ему узнать, сколько в Москве ИП и какова их динамика за 10 лет?

- Сейчас открыли порядка 190 слоев с открытыми данными, которые мы будем дополнять. Дайте время.

Все, что есть в собственности города - город отдает.

Но то, что касается персональных данных, как вы себе это представляете?

- При Лужкове обещали «столбики», которые будут информировать о маршрутах, магазинах вокруг, достопримечательностях…

- Мы не будем этого делать. Надо перестать загрязнять город различными устройствами. Наша задача, чтобы вы через интерактивный сервис увидели все, что находится вокруг вас.

Ничего не мешает условному Сбербанку вывести карту с нашими данными на банкомате – поверхность-то уже готовая. Есть беспроводные технологии, которые позволяют все это делать – смартфон, банкомат, терминал… Закачивайте карту и смотрите на здоровье.

- Вы читаете отзывы о своей работе в сети?

- Естественно, но не свечусь, заглядываю туда инкогнито. Из соцсетей и получаю ответную реакцию. Бывают провокации, когда утверждают, что что-то не работает; иногда и правда приходится исправлять косяки.

Хочется иногда прокомментировать, ввязаться в драку, но ты молчишь и направляешь подчиненных переделывать ошибки. Мы не ждем слов благодарности, уже привыкли, что мы всегда неправы, но такое отношение только подстегивает!

Досье.

 

Артем Ермолаев. Родился 22 июня 1976 г. в Москве. Окончил Государственный университет управления по специальности "национальная и мировая экономика".

В 1998 г. возглавил направление по развитию бизнеса в российском системном интеграторе Step Logic.

С 2002 по 2005 г. работал в московском офисе компании Cisco Systems, где отвечал за взаимодействие с операторами связи. Принимал участие в проектировании и развертывании сетей связи нового поколения для компаний ТТК, "Голден Телеком" и "Комстар - Объединенные ТелеСистемы". Затем вернулся в Step Logic, где проработал до 2008 года.

В июле 2008 г. поступил на службу в центральный аппарат Министерства связи и массовых коммуникаций. Последовательно занимал должности директора Департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий и советника министра.

В октябре 2010 г. приглашен на работу в Правительство Москвы, где занял должность председателя Комитета информационных технологий города Москвы (в дальнейшем – руководителя Департамента информационных технологий города Москвы). В данный момент - и.о. руководителя Департамента информационных технологий города Москвы.

Владеет английским языком. Воспитывает сына и дочь.

share
print