Истории

В Петербурге детские площадки нравятся только взрослым

Под моими окнами в Озерках вырос детский сказочный городок. С башенками, лесенками, горками и качелями... Детское дворовое население вмиг вывалило на улицу. Но идиллия длилась недолго – уже через две недели игровой комплекс посещали редкие мамы с детьми от года до 3-4 лет. Песочницы на площадке нет. Ребята 7-10 лет катаются рядом в тележке из супермаркета, к явному неудовольствию прохожих.

Прогулявшись по микрорайону, я увидела ту же картину – аналогичные новенькие игровые площадки, но никто не виснет на лесенках и не захватывает «пиратскую башню». Что не так?

Разобраться помогли Мария Осорина, доцент кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» и 

Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник  Центра независимых социологических исследований.

1. Примитивность с точки зрения репертуара игр.

Яркие и «навороченные» детские площадки – вчерашний день, утверждает Олег Паченков. «Детям нужны простые конструкции и элементы, которые они могут сами обыгрывать. Помните, как мы в детстве сидели на бревнах? Нам ничего больше не было нужно! Например, в Скандинавии практически на всех детских площадках делают кочки разного размера, и дети их обожают. Они не задают узких рамок».

«Дети вообще любят игрушки, не имеющие жестко заданного способа их использования: трансформеры и любые предметы с большим количеством степеней свободы», - добавляет Мария Осорина. - Небольшие смысловые акценты, которые можно слегка наметить при помощи выразительных деталей, подтолкнут ассоциативное мышление детей и откроют дорогу фантазиям, тематическим играм с погонями и приключениями».

Так, на Манхеттене в Нью-Йорке создана площадка, на которой просто всегда находятся пластмассовые блоки разной конфигурации. И дети сами каждый день строят новый городок – хутор или рыцарский замок...

  • 14.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 1.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 2.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 3.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 4.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 5.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 6.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 7.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 8.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 9.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 10.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 11.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 12.jpg

    "Красивый Петербург"

  • 13.jpg

    "Красивый Петербург"

2. Площадки рассчитаны на малышей, а детям постарше они не интересны.

По мнению психолога Марии Осориной, уже старшему дошкольнику на простых детских лесенках делать нечего – они никуда не ведут. Для ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста важно испытывать себя, демонстрировать свою удаль сверстникам. «Вот если надо было бы спускаться вниз по лесенке со ступеньками, закрепленными между двух цепей, которые колышутся при каждом шаге, - эта конструкция была бы интересна любому ребенку вплоть до подросткового возраста», - утверждает Мария.

3. На площадках нет песочниц.

«В 2-3 года для ребенка чрезвычайно важно впервые ощутить себя властелином песочного царства, где он может нечто созидать или, наоборот, уничтожать... Играя в песочнице, ребенок опытным путем открывает для себя творящую силу своего намерения», - пишет Мария в своей книге.

По словам психолога, игры с песком нужны и младшим школьникам, но им стыдно играть в песочнице с малышами. Поэтому они так счастливы, когда находят большую кучу песка.

Муниципальные образования и ТСЖ, заказывая игровой комплекс, практически перестали заказывать песочницы. На петербургском заводе «Пион», где изготавливают детское оборудование, объясняют – взрослые боятся, что в песок «сделают дела» бродячие животные. Хотя в ассортименте имеются песочницы с крышками. Но никто не хочет брать на себя труд каждый день ее закрывать.

4. Нет высоких качелей на цепях или веревках.

Практически все игровые комплексы оборудованы качелями на жестких подвесах (железные). Мало того, что они привлекают только малышей, но еще и давно не соответствуют ГОСТу. «Однако, муниципалитеты и ТСЖ заказывают именно такие качели, потому что цепи и веревки, по их мнению, тут же срежут. В России живем!» - резонно отмечает Евгений Дубовцев, технический консультант завода.

Потребности детей при этом не учитываются. На висячих качелях можно закрутиться и раскрутиться, можно получить захватывающее дух ощущение полета. Городской ребенок школьного возраста практически лишен этого удовольствия, сетует Мария Осорина. И уж совсем ушли в прошлое большие деревянные качели, где качались стоя парни и девушки.

«Проблема с хорошими висячими качелями для старших может быть решена просто. Берется старая автопокрышка, кладется плашмя. В ней симметрично проделываются четыре сквозных отверстия, в которые вставляются металлические петли, закрепляемые с оборотной стороны. За эти петли покрышка подвешивается на цепях или на тросах к высокой опоре. На них можно качаться сидя, стоя, лежа, в одиночку, вдвоем, втроем — есть возможности экспериментов с позой, со скоростью и траекторией раскачивания».

5. Ледяную русскую горку заменили скучной металлической.

Металлическая горка нового типа внешне кажется устроителям красивее и современнее. С нее, казалось бы, можно скатываться и летом, а зимой ее не надо заливать. Однако, по мнению психолога, она лишает ребенка важных переживаний – контакта с землей (спуск обрывается как трамплин, заметно не доходя до земли), возможности совершить раскат и разлет в пространство, риска съехать на ногах, поваляться, создав «кучу-малу», решиться на смелый толчок... «В смысловом плане это один из способов переживания особого состояния раздолья, столь важного для русского мироощущения», - отмечает Мария Осорина.

6. Площадки похожи друг на друга.  

«Если у вас стандартная детская площадка, ничем не отличающаяся от соседней – то она не несет в себе никакой ценности. Но если в ней есть своя «фишка», отличие, то появляется ощущение «своего места», своей малой родины. Это и воспитание «не штампованной» личности, понимающей, что она чем-то особенная - хотя бы тем, что живет в таком замечательном дворе!» - говорит Олег Паченков.

Производители готовы предложить разные дизайнерские конструкции муниципалитетам, застройщикам и ТСЖ. Разработано много тематических детских площадок, к примеру, «Подводный мир», «Ранчо» или «Аэропорт». Но покупателям зачастую надо вписаться в ограниченный бюджет. И, как правило, утверждают производители, хватает только на стандартный набор.

Мария Осорина, кандидат психологических наук:

-То, что появились детские площадки для малышей – лучше или хуже – это хорошо. И то, что для взрослых появились уличные тренажеры и спортивные площадки – тоже замечательно. Но совершенно обделенным оказался возраст от 7-8 до 12 лет. Таким ребятам  нужно виснуть, качаться, тренировать равновесие на более сложных конструкциях. Даже самый простой подвешенный на опоре канат будет очень популярен.

Но взрослым не приходит в голову разбираться в двигательных и игровых потребностях детей младшего школьного возраста и удовлетворять их.

Если ребенок достаточно долго был лишен свободы самостоятельного обследования пространства и находящихся в нем предметов, то потом ему начинает не хватать необходимых навыков. Отсюда проистекает несмелость и непонимание того, что человек может не только приспосабливаться к положению вещей, но и проявлять творческую активность, преобразовывать среду в соответствии со своими нуждами».

 

Самые оригинальные детские площадки мира:

  1. «Гулливер Парк», Испания, Валенсия. На песке лежит фигура Гулливера, который словно попал сюда со сказочных страниц. В теле великана находятся горки и площадка для лазания.
  2. «Ниси-Рокуго Шин Парк», Япония, Токио. Создана с использованием более 3000 переработанных шин. Дизайнеры-конструкторы превратили покрышки в удивительных драконов, в мосты, горки, качели, тоннели и построили целый шинный город.
  3. Площадка принцессы Дианы, Великобритания, Лондон. Она представляет собой огромный деревянный корабль, который словно приплыл из времен пиратов и так и застыл в песке. На корабле также находятся различные игровые скульптуры.
  4. Площадка в городском музее Сент-Луис, США. Она состоит из двух самолетов Сайбер 40, школьного автобуса, пожарной машины, а также имеет огромное количество замков, башен, бассейнов, невообразимых лабиринтов и много другого.
  5. Игровые площадки «Монструм» в Дании – словно ожившие танцующие домики и башни, огромные пауки, «затонувшие» корабли, птицы и замки. Площадки никогда не повторяются.
share
print