Истории

Главный миф об алкоголе и особенности русского пьянства

Петербургский врач, профессор Святослав Плавинский представил в научных кругах результаты своего исследования: как потребляют алкоголь в России, и почему образ жизни пьющих россиян – самый опасный в мире. У русских больше всего шансов «войти в штопор» или стать участником бытового преступления. Обобщенными результатами профессор поделился с «Моим районом».

 
Главный миф об алкоголе
 
Связь между депрессий и алкоголем двунаправленная: выпивший человек ощущает, что ему становится легче, но, с другой стороны, потребление алкоголя усиливает депрессию, и это подтверждают результаты нашего исследования. Поэтому не надо думать, что алкоголь – это антидепрессант. Употребление алкоголя в сочетании с имеющейся депрессией – важный фактор риска самоубийств.
 
Особенности русского пьянства
 
1. В России и Финляндии одинаковая схема потребления алкоголя: большую часть недели люди не пьют, начинают пить в пятницу вечером и не просыхают все выходные. В понедельник интерес к алкоголю снижается, к середине недели стабилизируется. Это северное потребление алкоголя. Южное потребление – это когда люди пьют меньше, но каждый день. Они используют алкоголь, например, чтобы усилить вкус еды. Уровень интоксикации в таком случае ниже.
 
2. Чем отличается потребление алкоголя в двух северных странах – Финляндии и России? Группа наших соседей исследовала причины, по которым народы двух стран тянутся к рюмке. Русские чаще пьют из-за проблем на работе. Мы заливаем неприятности алкоголем. Финны используют его как психоактивное вещество для веселья. Когда русский начинает пить, он «входит в штопор»: напился один раз из-за неприятностей, на следующий день от него пахнет, руки трясутся, делать ничего не может. Шеф снова злой. Снова выпивка – начинаются еще большие проблемы. Поэтому потребление алкоголя в России – самое опасное.
 
3. Наконец, потребление алкоголя в России увеличивается с возрастом. Для Запада это нехарактерно, у них, наоборот, студенты больше пьют.

 
Как исправить ситуацию
 
Если мы знаем среднее потребление алкоголя на душу населения (в России – больше 10 литров в год), то примерно знаем, сколько у нас алкоголиков, сколько просто злоупотребляют, пьют умеренно и так далее... Это распределение универсально (кривая Лидерманна). То, как я пью, влияет на то, как вы пьете. Мы все в этом отношении связаны. Если я начинаю пить немного меньше, то и вы тоже. Отсюда следует важный вывод для антиалкогольной политики: нужно снизить среднее потребление алкоголя. Если это сделать, в стране будет меньше алкоголиков, меньше пьяных водителей, меньше поножовщины и так далее.
 
Первый же врач, к которому обращается пациент с признаками опасного потребления (не только алкоголик!), должен высказать настороженность его образом жизни. Указать, как он вредит своему здоровью. Иными словами, ключом к снижению среднего потребления алкоголя является совместная работа всех врачей, а не только наркологов. Именно эта норма реализована в антитабачном законе: любой врач может и должен давать рекомендации, как избавиться от вредной привычки. Люди, злоупотребляющие алкоголем, чаще всего ходят не к наркологам, а к дерматовенерологам, вот с них нужно начать.
 
Чрезвычайно важно, чтобы все не сводилось к избавлению от алкоголизма. Проблемы начинаются еще на том этапе, когда у человека нет зависимости. Например, он потребляет раз в год, но после этого может потерять контроль над собой, выйти на улицу, попасть под машину или сесть за руль. Один из выходов в этой ситуации – денормализация потребления алкоголя в общественном сознании. Идет комедия, в которой народ напивается, ползает в луже и совершает глупые поступки – всем смешно. Ничего смешного, ничего геройского и хорошего в этом нет.
 
Выводы сделаны на основе исследования 2888 пациентов и студентов медицинских вузов Москвы и Петербурга. С цифрами и графиками к докладу можно ознакомиться здесь.
 
Святослав Плавинский – декан факультета общественного здравоохранения Медицинского университета имени Мечникова.
 
share
print